Автора этих строк тоже пугали эти вопросы, однако вскоре он убедился, что здесь нет никакой сложности — стоит только очень захотеть.
Конечно, лучше всего учиться что-либо делать — это наблюдать за работой мастера, и когда-то я начинал именно с этого. Но, к сожалению, не у всех есть такая возможность. Поэтому я постараюсь популярно рассказать обо всех основных процессах обработки камня, поделиться секретами, которые узнал от своих учителей.
Камни окружают нас повсюду, но мы подчас и представления не имеем об их красоте. В природе они, как правило, серые и невзрачные на вид. Чтобы сделать первую оценку камня, нужно его взять в руки, внимательно осмотреть, отколоть от него небольшой кусочек, чтобы заглянуть «внутрь». Некоторые камни достаточно смочить водой, чтобы увидеть все их достоинства.
Как правило, в камне привлекает цвет, рисунок, обусловленный текстурой минералов, структурой кристаллов или расположением различных включений.
Красивые камни можно найти в речных долинах, на берегу моря, в горах. Одни люди привозят домой случайные находки в качестве сувениров, другие же специально отправляются в походы за камнями — в выходные дни куда-нибудь поближе, а во время отпуска ухитряются побывать в самых отдаленных уголках страны. Их так и называют — «охотники за камнями».
Даже расколов камень, далеко не всегда можно до конца оценить его красоту. Очень часто неяркие и неброские минералы при полировке «раскрываются», проявляют свой неповторимый цвет или рисунок. Одним из таких камней является агат. Людей, которые их коллекционируют, называют «агатчиками». Уж они-то могут сразу определить, как надо распилить ту или иную миндалину, чтобы наиболее полно раскрыть рисунок в камне. Как правило, агаты распиливают на пластины, причем рисунок в них никогда не повторяется. На агатовых пластинах вы можете увидеть очертания животных, растений, даже целые пейзажи.
В последнее время многие поделочные камни поднимаются в цене, становится все более престижным носить украшения из чароита, малахита, бирюзы, сердолика, агата, опала, яшмы. Речь идет не только о представительницах прекрасного пола, ведь и многие мужчины предпочитают носить запонки и заколки для галстуков со вставками из натуральных камней. В дальнейшем я постараюсь рассказать о том, как обтачивать камни для ювелирных изделий, чтобы вы могли преподнести их в подарок своим друзьям и подругам. Пока же скажу несколько слов о классификации драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, принятой в России.
К драгоценным относятся ювелирные камни и самоцветы, подразделяемые по ценности на 4 класса.
В первый включены алмаз, изумруд, рубин, сапфир синий; во второй — александрит, сапфир желтый, зеленый и оранжевый, благородный черный опал, благородный жадеит; в третий — благородная шпинель (красная и розовая), гранат-демантоид, аквамарин, топаз, красный турмалин, благородный белый и огненный опал, лунный камень; в четвертый — синий, зеленый, розовый и полихромный турмалин, благородный сподумен (кунцит, циркон, берилл золотистый — гелидор, розовый — воробьевит и зеленый), бирюза, хризолит, аметист, хризопраз, гранат-пироп, гранат-альмандин, цитрин.
Полудрагоценные ювелирно-поделочные камни подразделяются на 2 класса:
В первый входят — дымчатый кварц (раух топаз), гематит (кровавик), янтарь, горный хрусталь, жадеит, нефрит, лазурит, малахит, авантюрин, чароит; во второй — агат, цветной халцедон, ка-холонг, родонит (орлец), амазо-нит, гелиотроп, розовый кварц, иризирующий обсидиан, опал, лабрадор, беломорит.
К цветным поделочным камням относят также яшму, письменный гранит (еврейский камень), окаменелое дерево, мраморный оникс, гагат, флюорит, селенит, обсидиан, джеспилит, лиственит, полосатый скарн и многие другие минералы.
Ценность камня зависит от его прозрачности, интенсивности окраски, оттенка, отсутствия трещинок и включений, рисунка, оптических эффектов. Нередко камни низкого класса, например, яшмы или агаты, — обладают столь изумительными декоративными качествами, что их издавна признавали достойными оправы в золото и платину и даже использовали при создании уникальных исторических драгоценностей — царских корон, орденов, оружия.
Итак, вы решили посвятить свой досуг камню. Выходные дни и отпуска в теплое время года проводить в поездках за каменным материалом, а зимними вечерами обрабатывать привезенное богатство.
Найти интересный камень не просто, это большое везение. Нужно заранее приготовить все необходимые инструменты. Самый основной инструмент в поездках за камнями — геологический молоток. Если вам не посчастливится стать обладателем такого молотка, не огорчайтесь. На первый порах можно использовать молоток печника или какой-либо другой с похожими формами.
В случае, когда необходимо докопаться до жилы, не обойтись без кирки. Для выкалывания миндалин некоторые любители используют кувалды весом от 3 до 8 килограммов. Кроме того, вам понадобятся несколько зубил и небольшой ломик с загнутым клювом. А чтобы не пораниться острыми осколками горных пород, работать придется в рукавицах или кожаных перчатках, на глаза надевать защитные очки.
Нужно заранее подумать об упаковке и способе перевозки камней Самое главное — не расколотить хрупкие образцы при перевозке домой. Упаковочным материалом служат, как правило, бумага крафт и газеты. Если вы заранее знаете, что найдете хрупкие друзы или щетки кристаллов, захватите с собой вату, туалетную бумагу, а также коробочки.
Нести собранные образцы удобнее в рюкзаке. Под спину в рюкзак я кладу фанеру и уже не чувствую себя «принцессой на горошине».
В первые походы лучше всего отправляться вместе с опытным собирателем. Он покажет, как найти и узнать красивый камень.
Отправляясь в экспедицию, нужно хорошо изучить местность по карте или расспросить уже бывавших там людей, попросить их составить примерный план местности и показать, где находятся места с наиболее интересными возможными находками.
Ищите счастье в дождь
Найти интересный камень совсем непросто Для этого надо не только знать место, где искать, но и иметь представление о том, как выглядит в природных условиях тот или иной минерал, обладать интуицией и везением.
Как определить, имеет ли найденный образец красивый рисунок и цвет? Трудно ответить на этот вопрос, не распилив или не расколов находку. Предугадать заранее, стоит ли брать тот или иной камень, сможет лишь опытный геолог.
Любители камня чаще всего ведут поиск по берегам рек, озер, в карьерах и оврагах. Но можно найти интересный минерал и в самом неожиданном месте: на пашне или огороде, в придорожной канаве, в отвалах шахт метро, среди гравийно-галечного или обломочного материала вблизи строительных площадок.
Ископаемая фауна хорошей сохранности может быть найдена только в коренном залегании соответствующих пород. В карбонатных породах (т. е. известняках и доломитах) таятся брахиоподы, кораллы, в глинистых отложениях — аммониты, белемниты. Нелишне покопаться в обширных отвалах карьеров по добыче известняков, фосфоритов, доломитов. Интересные образцы находят на обрывах палеозойских известняков по берегам рек — Москвы, Вереи, Нары, Пахры, Лопасни, Каширки и др. Однако там образцы нужно выколачивать из скалистых выступов, чтотребуетумения и осторожности.
Зная возможные места находок цветных камней, надо иметь в виду, что по внешнему виду они часто бывают неузнаваемы. Скажем, желваки, изумительные по красоте внутри, с поверхности покрыты серой, белой или бежевой коркой — так называемой рубашкой, внешне неприглядной на вид. Только разбив или распилив образец, можно узнать, насколько он ценен. Точно также вы можете ходить по интересным камням, скрывающимся среди массы осколков или гальки, и не видеть их. Непрозрачную рубашку имеют халцедоновые и агатовые миндалины — так называют камни, образовавшиеся в пустотах.
Распилить камень в полевых условиях невозможно, поэтому приходится колоть его молотком. Делать это надо осторожно, стараться отбить лишь небольшой кусочек. Если образец небольшой, лучше довезти его до дома. Однако таких образцов накапливается подчас слишком много, и рюкзак становится неподъемным.
Самые нетерпеливые начинают сразу раскалывать камень и, к сожалению, часто его губят. Прекрасный, но загубленный камень запоминается надолго. В то же время процент истинно красивых камней из привезенных домой нераскрытых желваков и миндалин очень невысок — всего 5—10 процентов. Вот и приходится решать, ударить ли по камню молотком или положить его нетронутым в рюкзак.
В некоторых местах высококачественные кремни можно узнать с известной долей вероятности по внешнему виду. Например, корка чисто белого цвета с гладкой поверхностью — признак кремней красноватых или бежевых тонов в старом карьере Гжели. Неровная крупноячеистая поверхность желваков указывает, как правило, на красивый рисунок у кремней из Песков, а желваки агатоподобного кремня из-под Дмитрова имеют характерную структуру поверхности — полосчатую.
Опыт показывает, что самая удачная поисковая поездка, или «охота за камнем», бывает в дождливую погоду. Потоки воды смывают грязь и пыль, а в карьерах — известковую муку. Смачивая поверхность камня, вода четче проявляет рисунок и цвет, поэтому глаз легко выделяет на общем сером фоне яркие пятна красивых камней. Так что повезти вам может после дождичка не только в четверг, а и в любой день недели.
И самоцветы любят баню
Многие любители камня посвящают свои вечера обработке собранных сокровищ. По этому вопросу написано неисчислимое множество трудов, однако адресованы они профессионалам, и речь в них идет об изготовлении каменных изделий в производственных условиях. Любители же, несмотря на сложность работы с камнем, оборудуют домашние мастерские, используя крайне простое оборудование.
Прежде чем распиливать камни, необходимо их к этому подготовить и рассортировать. Какие-то из находок пойдут для коллекции, а какие-то — для изготовления украшений, шкатулок и других художественных изделий.
Первым делом собранные камни нужно тщательно отмыть. В моей семье это превращается в своеобразный ритуал, когда все мои близкие громко возмущаются по поводу грязи в ванной, а затем принимают деятельное участие в обсуждении достоинств отмытых образцов.
Мыть надо практически все камни — за исключением водорастворимых минералов. Используется для этой цели весь арсенал моющих средств, щеток, губок. Правда, я не покушаюсь на заморскую химию, а пользуюсь простым хозяйственным мылом или содой.
Очень часто с помощью такой простой бани не удается удалить наслоения, осаждавшиеся на поверхности камня в течение сотен, а возможно, и тысяч лет. Тогда приходится прибегать к более действенным мерам. Так, чтобы удалить слой кальцита, применяется пяти-пятнадцатипроцентный раствор соляной кислоты. Обращаться с ним нужно очень аккуратно, а после обработки тщательно промывать камни в проточной воде. Для снятия с кристаллов налета окислов железа существует хорошее средство — щавелевая кислота.
После такой обработки находки нужно тщательно рассортировать. Камни обладают различной вязкостью (например, нефрит— очень вязкий), хрупкостью, неоднородностью свойств в массе (примером механической неоднородности может служить слюда). Однако главным или по крайней мере первым диагностическим признаком сортировки является твердость камня.
В геологии для определения твердости пользуются шкалой, предложенной немецким ученым Фридрихом Моосом. Шкала Мооса основана на способности одного минерала, более твердого, оставлять царапину на другом. Подобраны минералы, твердость которых принята как эталонная и равна порядковому номеру минерала в шкале. Вот эта шкала: тальк — 1, гипс — 2, кальцит — 3, флюорит — 4, апатит — 5, ортоклаз — 6, кварц — 7, топаз — 8, корунд — 9, алмаз — 10. Образец считается мягче минерала, оставляющего на нем царапину, и тверже того, на котором оставляет черту он сам.
В повседневной практике коллекционеры-любители, да и профессионалы, часто пользуются не эталонными минералами шкалы Мооса, а, как говорится, подручными средствами, твердость которых примерно известна. Так ноготь человека — 2...3, простой карандаш марки Т или Н — 5, сталь перочинного ножа — 7...7,5. Располагая даже таким минимальным набором, можно определить твердость почти всех найденных камней.
Сезам, открой дверь!
Итак, у вас в руках камень. Для того чтобы начать работу над задуманным вами изделием, необходимо отрезать часть камня или распилить его на пластины, на мелкие куски для кабашонов. А подчас просто убрать лишние объемы минерала. Для этого используют круглопильные станки различных конструкций с различными по диаметру пилами. О конструкции простейшего из таких станков мы рассказали в предыдущем номере журнала.
В наше непростое время реформ следует, возможно, сказать несколько слов о том, как избежать больших затрат на оборудование. Ваши денежные средства существенно сохранит использование электродвигателей от старых стиральных машин, холодильников, даже вентиляторов и многой другой бытовой техники. Поскольку большинство любителей камня пока еще не могут сами изготовить шпиндели, валы, план-шайбы и другие детали камнерезных станков, рекомендую заказать их в механических мастерских или купить в розничной торговле. Это оптимальный вариант для тех, кто не имеет возможности купить готовые дорогие станки.
Чем больше размер распиливаемого камня, тем, естественно, большего диаметра применяется пила. Самые маленькие пилы используются для резания очень ценных образцов, чтобы свести к минимуму «производственные отходы».
Еще совсем недавно любители использовали обычный диск из железа и свободный абразив, который подсыпали вместе с охлаждающей жидкостью в место распила. Работая таким образом, можно добиться неплохих результатов, а к тому же этот способ очень дешев по сравнению с алмазной пилой. Но сегодня практически все камнерезы используют алмазные пилы с наружной режущей кромкой. Такая пила представляет собой стальной диск, на наружной кромке которого методом порошковой металлургии нанесен слой, содержащий алмазные зерна, запрессованные в металлическую связку.
Наибольшее распространение у любителей получили пилы диаметром от 100 до 250 мм. «Золотой серединой» являются пилы диаметром 160—200 мм. Они удовлетворительно работают от двигателей сравнительно небольшой мощности и позволяют распиливать достаточно большие камни.
Принцип действия алмазной пилы очень прост. Камень, соскабливая металл с кромки пилы, обнажает зерна алмазов, которые в свою очередь начинают резать камень. По мере высвобождения все большего числа зерен алмазов эффективность работы пилы возрастает. Этот процесс называется «вскрытием пилы». Есть одна хитрость перед началом работы и по мере затупления пилы ее вскрывают кусочком наждака.
Журнал «САМ» №5, 1996 год