Стиральная машина не включается
Не волнуйтесь и вначале убедитесь, что исправна сетевая розетка. Для этого включите в розетку какой-либо заведомо исправный электроприбор. Можно воспользоваться и индикатором напряжения или вольтметром. Если неисправна розетка или нарушена электропроводка, проверьте электрощиток квартиры и отремонтируйте электропроводку и розетку. (О том, как с этим справиться, вы узнаете, прочитав в №3 журнала за 1995 г. статью В. Волкова "Ремонт розеток...").
После этого осмотрите и проверьте соединительный шнур и вилку стиральной машины. Если на шнуре повреждена изоляция, обломаны металлические жилы, о чем свидетельствует потеря жесткости шнура, нарушен электрический контакт в вилке, приведите в порядок соединительный шнур, замените его и вилку. (Все эти работы подробно описаны в №3 журнала за 1995 г. в статье "Такие капризные пылесосы").
Учитывая, что стиральная машина работает в ванной, где повышенная влажность и находятся водопроводные трубы,соединенные с "землей", а ваши руки влажны, особое внимание следует уделить изоляции шнура. В местах ремонта поврежденных жил на шнур надевают резиновую или, в крайнем случае, полихлорвиниловую изоляционную трубку длиной 8-10 см. Она должна плотно облегать шнур. Место соединения можно защитить, намотав на нее липкую изоляционную ленту на пленочной основе в два слоя. Сверху на ленту наматывают виток к витку бандаж из капроновой нити, завязав ее концы двумя-тремя узлами.
Исправить можно, лишь разобрав
Определить и устранить другие неисправности можно только разобрав стиральную машину. Модели стиральных машин как отечественного, так и иностранного производства незначительно отличаются друг от друга. Поэтому рассмотрим стиральную машину «Малютку» (рис. 1), как наиболее распространенную.
Напомним, что за ремонт машины можно браться, только отключив ее от электросети. К работе приступайте через 5 мин. после отключения, чтобы успел разрядиться конденсатор в цепи электродвигателя. Не включайте стиральную машину до завершения сборки!
Неисправность 1
При стирке возникает усиленное гудение и через несколько секунд тепловое реле отключает стиральную машину.
Причина 1. В бак машины загружено слишком много белья.
Способ устранения. Выньте из бака часть белья и подождите 15 мин. За это время разомкнувшиеся контакты теплового реле, которое успеет охладиться, замкнуться. Включите машину, и если иных дефектов нет, она продолжит стирку.
Причина 2. Активатор (см. рис. 1), выходной вал электродвигателя заторможены застрявшими пуговицами, мелким бельем, очесами ткани или нитками, намотавшимися на вал.
Способ устранения. Снимите крышку с машины. Поверните машину кожухом к себе. Из отверстия в его задней части выньте пластмассовую заглушку, поддев ее шилом или кончиком острого ножа. Поверните активатор (рис. 2), совмещая открывшееся отверстие в кожухе с продолговатым отверстием в крыльчатке электродвигателя. Через эти отверстия введите длинную отвертку до упора в ротор электродвигателя и застопорите его одной рукой. Другой рукой отверните активатор, используя для усиления захвата кусочек тонкой листовой резины.
У одних моделей машин применены активаторы с левой резьбой, а у других — с правой. Поэтому попробуйте отворачивать активатор в обе стороны, но не прикладывайте чрезмерные усилия, чтобы не сорвать резьбу.
Сняв активатор, внимательно осмотрите выходной вал электродвигателя и корпус активатора. Удалите затормозившие вал предметы и прокрутите его рукой. Если вал вращается плавно, без заеданий, наверните и, застопорив вал как описано выше, надежно затяните активатор. Проверьте работу машины "всухую", при этом отключить ее надо через 2-3 секунды, так как продолжительная работа с пустым баком недопустима.
Неисправность 2
При стирке машина защемляет и рвет белье, слышен скрежет, неестественно сильный шум.
Причина 1. Перекосилась ось активатора, увеличился зазор между торцами и корпусом активатора.
Способ устранения. Снимите активатор, как рекомендуется при устранении неисправности 1, когда она возникла вследствие причины 2.
Для дальнейшей разборки стиральной машины нужен специальный гаечный ключ (рис. 3). Для его изготовления подходит полудюймовая водопроводная труба или стальной пруток ∅16-22 мм и длиной 130-150 мм. Подойдет пруток квадратного или шестигранного сечения. Еще понадобятся два винта длиной 38-42 мм с диаметром, равным диаметру отверстий в корпусе активатора.
Теперь надо измерить расстояние между центрами отверстий в корпусе активатора. Разметив на заготовке две точки симметрично ее середине, расстояние между которыми должно быть равно измеренному, накрените. Просверлите два отверстия, вставьте винты и закрепите гайками. Ключ готов.
Вставьте ключ в отверстие корпуса активатора (рис. 4) и отверните его. Сначала немного ослабьте затяжку всех винтов, затем, выправив положение электродвигателя, равномерно подтяните винты парами, выбирая диаметрально противоположные.
Зазор между активатором и корпусом активатора можно уменьшить, сокращая комплект дистанционных шайб, надетых на вал электродвигателя, или заменяя одну из шайб на шайбу меньшей толщины. Однако шайбы толщиной менее 0,5 мм применять не следует. Для доступа к шайбам отверните винты и отделите от кожуха узел фланца.
Собирают машину в обратной последовательности.
Проверяют стиральную машину, заполнив бак водой.
Причина 2. Активатор задевает за неподвижные части вследствие ослабления крепления или самоотвинчивания корпуса активатора, смещения оси электродвигателя, недостаточного зазора между активатором и корпусом активатора.
Способ устранения. Снимите активатор, проверьте специальным ключом затяжку корпуса активатора. Для увеличения зазора добавьте одну шайбу, толщиной не менее 0,5 мм в комплект дистанционных шайб, надетых на вал электродвигателя.
Смещение оси электродвигателя устраните, как рекомендовано при устранении неисправностей, вызванных причиной 1. Затем проверьте работу машины.
Неисправность 3
Машина протекает.
Причина 1. Неисправно большое уплотнительное кольцо — от этого возникла протечка по стене бака.
Способ устранения. Снимите активатор и отверните корпус активатора. Осмотрите большое уплотнительное кольцо (рис. 4). Кольцо с трещинами, разрывами, старением резины замените на новое. Кольцо можно вырезать из листа резины, толщина которого равна или на 1-1,5 мм превышает толщину заменяемого кольца. Диаметры детали должны соответствовать диаметрам канавки во фланце 3.
Уложите новое кольцо в канавку фланца, соберите машину и проверьте ее в работе.
Причина 2. Неисправность в узле фланца — протечка по оси активатора.
Способ устранения. Снимите активатор и корпус активатора. Аккуратно отстыкуйте кожух (рис. 4) с электроприводом от стирального бака. Отверните шесть винтов и отделите от кожуха узел фланца вместе с уложенным в него большим уплотнительным кольцом и заключенными во фланец деталями. Снимите с вала электродвигателя дистанционные шайбы
Разборка узла фланца показана на рис. 5. В процессе разборки извлеките из канавки фланца большое уплотнительное кольцо. Из отверстия в резьбовой части ступицы фланца выньте манжету, с которой, при необходимости, снимите пружинное кольцо. С противоположной стороны фланца извлеките из отверстия резиновую втулку, затем фигурную втулку, а из нее выньте малое уплотнительное кольцо. Внимательно осмотрите все детали и прочистите их. Ослабленное пружинное кольцо подогните так, чтобы оно плотно обжимало манжету. Сломанное кольцо замените. Его можно изготовить из пружинной стальной проволоки такого или чуть большего диаметра.
Сильно изношенную манжету, с трещинами, разрывами необходимо заменить на новую. Малое уплотнительное кольцо с такими же повреждениями тоже прийдется заменить Это кольцо можно вырезать из листовой резины как и большое кольцо.
Собирая узел фланца, не забудьте надеть на вал электродвигателя комплект дистанционных шайб и позаботьтесь о правильной установке манжеты в гнездо фланца. Небрежная, с перекосом посадка манжеты не устранит протечку.
Полностью собранный узел фланца пристыкуйте к кожуху и соберите машину. Проверьте герметичность соединений при работе машины с горячей водой.
Причина 3. Неисправность в сливном штуцере, в шланге: протечка из штуцера и из шланга.
Способ устранения. Отверните пластмассовую гайку штуцера, выньте сливную втулку и снимите с нее прокладку. Если на ней есть трещины, разрывы, состарилась резина, замените ее новой, или вырезанной из листовой резины.
Если шланг растрескался из-за старения резины, его нужно заменить новым. На некоторое время избавиться от протечки можно, если плотно обмотать поврежденное место липкой изоляционной лентой или лентой из тонкой резины. Ленту закрепляют бандажом, плотно намотанным капроновой ниткой. Делать это нужно на сухом шланге.
Неисправность 4
При включении активатор неподвижен, не слышно гудения.
Причина 1. Нет электрического контакта с соединениях. Оборвана жила соединительного шнура внутри кожуха.
Способ устранения. Для устранения неисправности в электрооборудовании полностью разберите машину. Вначале снимите активатор, затем корпус активатора, отстыкуйте кожух электродвигателя от стирального бака. После этого демонтируйте узел фланца, снимите с вала электродвигателя дистанционные шайбы.
Выньте из полукорпусов кожуха (рис. 6) декоративные пробки, поддев их шилом или отверткой, выверните винты, освободите фигурные гайки и разъедините полукорпусы, аккуратно вытащив резиновые уплотнения Теперь для ремонта доступно все электрооборудование машины
Каждый из участков электросхемы (рис. 7) ограниченный местами соединений, проверим пробником или омметром. Зачастую контакт теряется из-за ослабления затяжки или самоотвинчивания винтов, коррозии контактирующих поверхностей. Ослабленные винты надо затянуть, а винты и гайки с сорванной резьбой заменить новыми.
Так как работа стиральной машины сопряжена с вибрацией, то винты и гайки надо предохранять от самоотвинчивания пружинными или контровочными шайбами. Коррозию удаляют, зачищая контактирующие поверхности наждачной бумагой до блеска.
Собрав электросхему, обратите внимание на надежность изоляции всех токоведущих элементов и правильность соединений. При неправильном подсоединении выводных концов электродвигателя его вспомогательная обмотка может перегореть.
Если произошел обрыв жил соединительного шнура,его укорачивают по месту обрыва, концы зачищают, залуживают и восстанавливают контакт.
Собирайте стиральную машину в последовательности, обратной последовательности разборки, при этом особое внимание обращайте на укладку монтажных проводов.
Причина 2. Неисправен выключатель или реле времени.
Способ устранения. Для доступа к выключателю отверните пластмассовый колпачок 1 (рис. 8) и металлическую гайку 2, снимите пружинную шайбу 3, опустите выключатель 5 внутрь полукорпуса 4. Отсоедините монтажные провода от клемм выключателя.
Если в вашей стиральной машине стоит выключатель разборного типа, отверните скрепляющие его гайки и винты. Подгоревшие контакты зачистите мелкозернистой наждачной бумагой или надфилем, тщательно удалите сор и протрите контакты бензином При необходимости подогните контактные стойки, чтобы в положении "включено" подвижной контакт упруго прижимался к неподвижному. Соберите выключатель, надежно затянув винты и гайки. Отремонтированный или новый выключатель, рассчитанный на ток не менее 3 А и напряжение 220 В, монтируйте в полу-корпусе в обратной последовательности.
Если в машине стоит реле времени, нужно проверить его контакты: в начальном положении контакты разомкнуты, при повороте рукоятки, задающей время стирки, — замкнуты. Исправность контактов восстановите, как описано выше.
Загрязнения в зубчатых передачах реле времени электромеханического типа можно удалить двукратной промывкой в бензине. После просушки в течение 20-30 мин. в подшипники осей введите часовое или веретенное масло: 1-2 капли, стекающие с острия тонкой иглы. Такое же количество масла введите в зацепления каждой пары зубчатых колес.
Заводная спиральная пружина зачастую ломается около замка. Пружину можно восстановить, несколько укоротив ее. Для этого зажмите плоскогубцами конец пружины на некотором расстоянии от торца и разогрейте в пламени паяльной лампы до вишневого цвета (720-780°С). Постепенно удаляя пружину из зоны нагрева, медленно остудите ее. Остывшему концу пружины надфилем придайте прямоугольную форму и выгните по форме замка, не допуская резких перегибов.
Если восстановить реле времени не удается, можно заменить его выключателем. Правда, тогда придется вручную отключать машину, но зато ею можно будет пользоваться.
Причина 3. Отказ теплового реле.
Способ устранения. Проверьте тепловое реле пробником или омметром, присоединяя щупы к клеммам реле: контакты реле в "холодном" состоянии должны быть замкнуты. Имейте в виду, что действие теплового реле гарантируется только в рабочем положении машины. К проверке реле приступайте не менее чем через 15 мин после его срабатывания. За это время теплочувствительные элементы реле остынут и при этом его контакты должны замкнуться. Неисправное тепловое реле надо заменить новым, рассчитанным на такой же ток. Перед установкой проверьте реле пробником или омметром в рабочем положении контактами вверх.
Неисправность 5
При включении активатор неподвижен. слышно сильное гудение.
Причина 1. Пробой конденсатора.
Способ устранения. Для проверки конденсатора отсоединим от схемы хотя бы его вывод. Присоединим к выводам конденсатора щупы омметра. Если стрела прибора быстро отклонится на некоторый угол, а затем медленно возвратится в исходное положение — конденсатор исправен. Неисправный конденсатор надо заменить новым.
Причина 2. Потеря контакта в цепи одной из обмоток электродвигателя.
Способ устранения. В портативной стиральной машине применен однофазовый асинхронный электродвигатель с двумя обмотками — рабочей и вспомогательной, к которой последовательно присоединен конденсатор.
Осмотрите и проверьте пробником надежность соединений выводов электродвигателя, а также проводимость каждой обмотки. Обнаружив обрыв в обмотке, замените электродвигатель. Поврежденный электродвигатель можно восстановить перемоткой катушек статора только в специализированной мастерской.
Неисправность 6
Стирка начавшись, быстро прекращается: привод стиральной машины отключен тепловым реле даже при небольшом количестве белья в баке, при этом электродвигатель сильно нагревается.
Причина 1. Межвитковые замыкания в обмотке электродвигателя.
Способ устранения. Электродвигатель надо заменить или перемотать катушки статора в специализированной мастерской.
Неисправность 7
Машина не включается, ощущается запах горелой изоляции.
Причина. Сгорели обмотки электродвигателя.
Способ устранения. Заменить электродвигатель или перемотать его катушки.
Как продлить жизнь стиральной машины
Вы продлите срок службы стиральной машины, если не реже одного раза в два-три года будете смазывать подшипники электродвигателя. Для шарикоподшипников подходят густые смазки типа ЦИАТИМ-201, УС-1, СИОЛ, ФИОЛ: для подшипников скольжения — жидкие минеральные масла, индустриальное 20, масло для бытовых швейных машин.
При стыковке полукорпусов аккуратно заправьте резиновое уплотнение по всему периметру стыка. Узел фланца монтируйте полностью собранным, проследив, чтобы дренажное отверстие на его цилиндрической поверхности оказалось внизу. Закрепляют фланец равномерным затягиванием винтов, расположенных диаметрально противоположно друг другу. Корпус активатора надежно затяните специальным ключом.
Помните, что стиральная машина более опасна в эксплуатации, чем "сухие" электроприборы. Поэтому немедленно прекращайте стирку, если почувствуете пощипывание электрического тока или запах гари Обнаружив, что вода или моющий раствор попали в кожух, немедленно прекратите стирку и просушите машину в течение суток.
Не устанавливайте машину на землю, не занимайтесь стиркой,стоя на земляном или металлическом полу. Любые манипуляции с бельем выполняйте щипцами, прилагаемыми к машине. Нельзя одновременно касаться машины или моющего раствора в ее баке и ванны, труб, отопительных приборов, которые соединены с землей. Не подогревайте жидкость в баке электрокипятильником.
Журнал «САМ» №11, 1997 год