Колеса взяты от карта. Это предопределило схему — мотороллер с коляской (поскольку на таких колесах трудно входить в повороты). Двигатель применен мотоциклетный, без принудительного воздушного охлаждения. Вряд ли и среди взрослых отыщется человек, способный остаться равнодушным к появлению на улице красивого самодельного автомобиля или мотоцикла. А что говорить о мальчишках, если одна лишь возможность прокатиться на подобной машине для них — счастье! И как часто можно услышать: «Вот бы мне такую!»
Машина получилась очень надежной в работе. Двух человек она без труда везла со скоростью 60 км/ч, расходуя при этом всего 5 л топлива на 100 км пути. Кроме того, тщательно продуманная компоновка и великолепный внешний вид принесли мотороллеру широкую известность. Уже на следующий после постройки год он экспонировался на ВДНХ в Москве.
Как устроен мотороллер?
Его рама (рис. 1) сварена из полудюймовых, дюймовых и полуторадюймовых стальных труб. Спереди — втулка для рулевой колонки, в центре — подмоторная рама. Обе они от мотоцикла М-105. Подмоторная рама укреплена поперечными трубами и косынками с отверстиями, в которых подвешивается маятниковая вилка от мотоцикла Иж-56, только укороченная на 120 мм (рис. 2). На ней имеются короткие, консольно закрепленные оси для головок амортизаторов от М-106.
Заднее крыло взято от этого же мотоцикла и укорочено. Переднее крыло вырезано из старого кузова «Жигулей». Из листа 0,8 мм сделано и гнездо для фары от мопеда «Верховина».
Руль выгнут из трубы ∅22 мм и отхромирован.
Передняя маятниковая вилка (рис. 3) — самодельная. К ней крепятся амортизаторы от «Верховины» с укороченными на 40 мм штоками.
Капот от мотороллера «Вятка», но обрезанный, зауженный, вытянутый в некоторых местах, например спереди, чтобы головка цилиндра не упиралась в него. (Вытягивали капроновым молотком на капроновой плите.) Багажник на капоте от М-106, задний фонарь от «Явы-634». Перед капотом, на полу, расположены самодельные педали тормоза и двуплечий рычаг переключения передач. А вот на руле органы управления мотоциклетные: рукоятка газа от М-105, сцепления от «Восхода».
Двигатель целиком от М-105. Так как головка цилиндра находится под капотом, то условия охлаждения ее иные, нежели на мотоцикле. Поэтому понадобился вентилятор, чтобы принудительно отбирать у головки излишки тепла. Для этого к малой ведущей шестерне коробки передач приварили полумуфту привода вентилятора. Другую полумуфту с валом и подшипниками установили в стенке корпуса коробки. На внешнем конце вала закрепили ведущий шкив. Двумя пассиками (уплотнительными кольцами тракторного двигателя) соединили его с расположенным выше ведомым шкивом, на валу которого находится дюралюминиевая крыльчатка вентилятора — как раз напротив головки цилиндра. Чтобы ее ребра охлаждались лучше, она повернута вправо на 90° (на работе цилиндра это не сказывается). Отработанные газы выводятся через выхлопную трубу и глушитель, взятые от мотоцикла М-105. Как и многие другие детали, они укорочены по месту.
Системы зажигания и управления двигателем оставлены без изменения. Только педаль переключения передач, вынесенная вперед на пол перед капотом, соединена с коробкой передач тягой из трубы ∅16 мм.
Топливо в карбюратор подается вакуумным насосом от лодочного мотора «Вихрь». Разрежение создается в продувочном канале двигателя, в который ввернут штуцер, соединенный шлангом с диафрагмой насоса. От него топливо поступает в расходный бачок (рис. 6), расположенный на раме. Из бачка топливо идет в карбюратор, а излишки сливаются назад в бак.
Рама коляски (рис. 7) сварена из дюймовых стальных труб и крепится к раме мотороллера в трех точках. Одна из них тяга — отрезок трубы, в торцы которой заделаны гайки М18Х1,5 и ввернуты болты с проушинами. В середину рамы вварена половина передней подвески колеса мотоколяски СЗА. Упругим элементом здесь служит торсион, пропущенный сквозь трубу. Один конец его имеет рычаг подвески, другой заделан.
Люлька коляски контактирует с рамой передней опорой и двумя спиральными пружинами сзади. Ушки передней опоры с вилками на раме соединены через конические резиновые втулки болтами. Корпус люльки сделан из четырех передних и четырех задних крыльев старого кузова «Жигулей». Обтекатель — из переднего капота мотоколяски СЗА. Соединяли детали, отбортовав края газовой сваркой. Потом зачищали, грунтовали, шпаклевали и красили. Сиденья как в люльке, так и на мотороллере переделали из сидений «Москвича-412».
За спиной сиденья в люльке расположен топливный бак размером 320Х 200Х80 мм емкостью пять литров. Его горловина от «Москвича-408» выведена на заднюю стенку люльки и закрыта крышкой. Топливо к насосу и обратно — из расходного бачка — идет по двум бензостойким шлангам.
Все оси и ступицы колес (рис. 8, 9 и 10) — стальные, выточены на токарном станке.
Подвеска рулевого колеса простая. Разве что рулевая вилка соединена с маятниковой через резиновые втулки-амортизаторы.
Гораздо сложнее подвеска заднего, ведущего колеса. Ось его может перемещаться в пазах маятниковой вилки винтами, натягивающими цепь от мотоцикла М-104. К ступице справа привинчена звездочка от «Верховины», слева — тормозной барабан от «Вятки».
В подвеске колеса прицепной коляски применен амортизатор от мотоцикла «Восход». Нижний конец торсиона закреплен на осн колеса, верхний — на специальной оси, вынесенной на Л-образной стойке на 90 мм выше плоскости рамы коляски.
Как видите, новую машину можно сделать фактически из утиля. Если приложить руки и смекалку.
Журнал «САМ» №3, 1993 год