Наша машина может служить и самокатом и велосипедом. Вот как она устроена. Рама выгнута из стальной трубки ∅12 мм, концы которой приварены к замыкающему звену (через него проходит цепь велопривода). В трех местах к раме приварены рулевая втулка, узлы крепления опорной площадки и задней вилки.
Вилки отлиты из алюминиевого сплава и прикреплены к раме шарнирно. Чтобы ход самоката был мягким, они оборудованы амортизаторами: между выступами вилок и кронштейнов проложены толстые резиновые шайбы.
Колеса. По конструкции они совершенно одинаковые, только к ступице заднего крепится ведомая звездочка. Диски колес сделаны из алюминиевого сплава, и каждый из них состоит из двух деталей: меньшей крышки и большей, отлитой заодно с ободом, на который надевается резиновая бескамерная шина.
Ось передней вилки находится в рулевой втулке, приваренной к раме, и венчается изящным рулем и эмблемой.
Руль здесь регулируемый, его можно отклонить вперед или назад или вообще уложить вдоль самоката, если последний повезут, например, в багажнике автомобиля.
Интересно устройство узла, в котором руль фиксируется в заданном положении. Руль, состоящий из двух половин, соединенных стержнем с двумя штифтами, расположен в передней части корпуса узла. К нему прижата бронзовая фрикционная полувтулка, а к ней, в свою очередь, — стальные клинья, сквозь которые проходит ось.
Между клиньями на оси есть пружина, но она, сжатая, не разбрасывает клинья, так как правый упирается в шайбу, а левый — в гайку. Ось заканчивается рычагом, выведенным за эмблему.
Все эти детали непосредственно с осью вилки ничем не связаны, в корпусе узла Их удерживает сила, возникающая при повороте рычага. Так как ось — его продолжение, то она, ввинчиваясь в гайку с резьбой крупного шага, сближает клинья. Те, скользя по оси вилки, жмут на фрикционную полувтулку и фиксируют руль в нужном положении.
На руле расположен рычаг ручного тормоза переднего колеса. Заднее колесо тоже оборудовано тормозом, но уже ножным.
Во впадине рамы располагается опорная площадка. Она состоит из основания, вырезанного из десятимиллиметровой фанеры, металлической накладки и резинового коврика.
Под площадкой есть откидная стояночная опора. Она поворачивается на осн в кронштейне опорной площадки, вынос ее определяется ограничительным стержнем.
Теперь о том, как самокат превращается в велосипед. На опорной площадке есть три отверстия, в которые вставляются болты крепления велоприставки. Последняя состоит из трубчатой дуги, сиденья и велопривода.
Сиденье соединено с дугой телескопическим зажимом и регулируется по высоте.
Велопривод, как и на любом велосипеде, — это педали, звездочка, цепь и защитный кожух. Натяжение цепи осуществляется перемещением велоприставки вперед: продолговатые отверстия в ушках крепления позволяют это делать.
И наконец, внешнее оформление велороллера. Эмблема, руль, рулевая втулка, ось-рычаг фиксатора, рама, окантовка опорной площадки, откидная стояночная опора и ось сиденья хромированы. Все остальные металлические детали окрашены под серебро. Сиденье обтянуто кожзаменителем.
Журнал «САМ» №2, 1993 год