В конструкции микромотоциклов широко применяют распространенные серийные узлы и детали, самостоятельно изготавливают разве что раму да некоторые несущие элементы. Не случайно эти маленькие машины были так популярны в кружках технического творчества.
Однако внешняя простота обманчива. Надо немало поработать, чтобы получился хороший микромотоцикл, отвечающий современным требованиям.
Вот один из примеров во многом удачного, на наш взгляд, конструкторского решения, найденного на Вологодской областной станции юных техников. О нем рассказал однажды руководитель лаборатории автоконструирования А. Крылов.
Ребята шутят, что на наш микромотоцикл работали чуть ли не все известные вело-мотозаводы. Судите сами: передняя вилка и бензобак от «Риги», фара от «Вятки», задний амортизатор от «Восхода», колеса от карта, двигатель Ш-57 с глушителем и воздушным фильтром от мопеда. Не говоря уже о руле, бензокране, цепи, катушке зажигания, подшипниках...
Все остальное самодельное. Рама сварена из дюймовых и полудюймовых водопроводных труб. При этом широко использовались шаблоны и зажимы, чтобы упростить разметку деталей и предотвратить деформацию рамы при остывании. Одно из основных условий нормальной работы цепной передачи — строгая параллельность валов ведущей звездочки и маятниковой вилки. Вот почему особое внимание мы уделили установке кронштейнов крепления двигателя и трубы подвески задней вилки.
Подседельную трубку к раме приваривали в последнюю очередь. Перед этим ее наполнили просеянным речным песком, нагрели и согнули.
Телескопическая, с пружинными амортизаторами вилка переднего колеса — от мопеда «Рига», укорочена на 120 мм.
Задняя подвеска — пружинно-гидравлическая. Верхний кронштейн крепления амортизатора находится на стойке, нижний — на перекладине маятниковой вилки.
Переднее и заднее крылья микромотоцикла изготовлены из кровельного железа.
Сиденье сделано из поролона, наклеенного на фанерную основу и обтянутого кожзаменителем.
На правой подножке находится педаль тормоза, действующего только на заднее колесо. Тормозная колодка фрикционного типа выполнена из листовой стали толщиной 2 мм в виде коробочки, внутри которой накладка из резины.
Технические характеристики микромотоцикла
Масса, кг | 25 |
Рабочий объем двигателя, см3 | 49,8 |
Мощность, л. с. | 2,2 |
Максимальная скорость, км/ч | 30 |
Передаточное отношение главной передачи | 2,6 |
Журнал «САМ» №1, 1995 год