Карданный вал к «Москвич-412»
Не все знают, что автомобили «Москвич-412» и «Москвич-2140» можно эксплуатировать с карданным валом 402-2201010 от «Москвича» моделей 408 и 2138. Присоединительные размеры валов у этих машин одинаковые, но вал 412-2201010 длиннее вала 402-2201010 на 24 мм. Для компенсации этой разницы изготавливают переходную деталь (см. рис.), которую устанавливают между фланцами карданного вала и редуктора заднего моста с помощью удлиненных болтов. Постарайтесь подобрать болты повышенной прочности. Для снижения вибрации важно, чтобы они все были одинаковые.
И еще. В это соединение после каждой разборки и, даже если на автомобиле стоит «родной» вал, рекомендуем устанавливать новые пружинные шайбы.
При изготовлении переходной детали, для получения минимальных биений, ее надо выточить с одного установа. Отверстия под крепежные болты желательно «перевести» через готовый фланец заднего моста или старого карданного вала, выдерживая перпендикулярность их осей торцевым поверхностям переходника. Поэтому размеры и расположение этих отверстий (см. рис.) не даны.
Хотя подшипники в этих карданных валах стоят одинаковые, крестовины у вала 402-2201010 по размеру меньше, т.е. меньше «разнос» подшипников, а следовательно, они воспринимают несколько большую нагрузку. Поэтому теоретически установка вала 402-2201010 с предлагаемым переходником в автомобиль «Москвич-412» приводит к снижению его ресурса. На практике же для седанов, которые не эксплуатируются на предельных режимах, снижение ресурса незначительно.
Защита от коррозии
Об устройстве для подачи звукового сигнала мы вспоминаем лишь в случае его отказа, а это может произойти при перегреве, что приводит к выгоранию изоляции обмотки либо при коррозии.
Перегрев наступает в случае длительной работы устройства из-за короткого замыкания на кнопке или в подводящих проводах, а также, если заставить работать устройство с охранной сигнализацией автомобиля. Для этого существуют специальные сирены, способные работать длительное время. Обычно в этом случае устройство для подачи сигнала ремонту не подлежит.
Корпус устройства для подачи сигнала при работе испытывает очень сильные вибрации. Вы их почувствуете, если положите на устройство руку и попросите кого-нибудь нажать на кнопку. Покрытие корпуса устройства часто представляет собой слой краски без грунта. Она трескается, отслаивается, а место установки устройства для подачи сигнала на автомобиль или мотоцикл такое, что он забрызгивается не только встречным дождем, а часто еще грязью и солью из-под колес. И коррозия быстро выводит устройство из строя. Простое подкрашивание дает лишь временный эффект.
Предлагаю способ антикоррозионной обработки устройства для подачи сигнала на примере С-311, который позволяет сделать стойкое покрытие, не боящееся вибрации.
Во-первых, устройство нужно разобрать, отвернув винты по периметру, снять ободок, мембрану, которую он удерживает, и прокладки. Запомните, какое количество прокладок было между мем браной и корпусом, иначе послё сборки долго придется регулировать звук.
Корпусные детали — ободок и наружную часть корпуса — очистите от коррозии, обработайте преобразователем ржавчины и покройте препаратом «ферран», в который добавлена алюминиевая пудра от «серебряной» краски. Именно это гибкое покрытие дает дальнейшую стойкость как к вибрации, так и к коррозии. По препарату «ферран», после его высыхания, можно наносить любую автомобильную краску, не боясь ее растрескивания. Можно и не красить.
С мембраной поступают немного иначе. Она вибрирует еще сильнее. Кроме того, покрытие мембраны должно быть очень тонким, иначе изменится тон и уменьшится сила звука. Можно использовать тот же препарат «Ферран» с небольшим количеством алюминиевой пудры, но разбавленный растворителем типа 647...650. Покрывайте предварительно зачищенную и обработанную преобразователем ржавчины мембрану осторожно, не допуская потеков и утолщений покрытий.
После высыхания собранное устройство для подачи сигнала долгие годы не нуждается в техническом обслуживании.
Дополнительный фильтр в стеклоомывателе
У вашего автомобиля часто засоряются жиклеры стеклоомывателя, и их приходится прочищать. Установите в его гидросистему неразборный фильтр тонкой очистки топлива (ТОТ), и чистить жиклеры придется значительно реже.
Если у автомобиля ножной насос стеклоомывателя, то фильтр ТОТ нужно поставить в разрез трубки между бачком и насосом, т.е. на всасывающую ветвь насоса.
Если насос электрический, то фильтр придется установить после насоса. В этом случае фильтр работает под большим внутренним давлением. Поэтому при покупке старайтесь выбрать фильтр в более прочном корпусе, по крайней мере на вид.
Чистый фильтр ТОТ обладает небольшим гидравлическим сопротивлением и вредного влияния не оказывает.
Хорошо встраивается в систему фильтр, имеющий по два разных диаметра ниппеля с каждой стороны. Трубка стеклоомывателя обычно одевается на меньший из них.
Перед установкой фильтра промойте всю систему. Это можно сделать, поочередно снимая с корпуса жиклера подводящую трубку и прокачивая некоторое количество жидкости. Но предварительно промойте бачок, залейте чистую воду, жиклеры промойте отдельно. При этом не перегрейте электродвигатель насоса, он может работать только в повторно-кратковременном режиме.
Ресурс фильтра достаточно велик, он будет служить скорее всего весь срок службы автомобиля.
Только начните с замера трубок в вашей машине. Потому что попадаются партии автомобилей с такими тонкими трубками, что подобрать фильтр ТОТ не удается. Тогда и все приведенные выше рекомендации будут невыполнимы.
Компрессометр своими руками
При оценке технического состояния двигателя автомобиля применяют различные измерительные устройства, среди которых не последнее место занимает компрессометр. Он позволяет замерить давление в камере сгорания в конце такта сжатия (компрессию) и тем самым оценить степень износа цилиндров, колец поршней и герметичность прилегания клапанов. Но купить компрессометр сейчас трудно, да и дорого. Я предлагаю сделать компрессометр, конструктивная идея которого была предложена Б. Г. Айзиковичем. Изготовить его легко, надо только приобрести манометр с диапазоном измерения до 16 кгс/см2 и выточить на токарном станке из латуни переходник (см. рис.). Уточните в этой детали резьбовое отверстие под тот манометр, который вы приобрели. Основная деталь прибора — вентиль от камеры грузовика, который аккуратно выпрямлен, и от него отпилен грибок. Главное, чтобы трубка вентиля была не очень кривой, достаточно длинной и имела исправное гнездо под золотник.
Со стороны, противоположной золотнику, припаяйте переходник для манометра. Шов должен быть герметичен. Паять можно как твердым, так и мягким припоем. С другой стороны вентиля припаяйте упорную шайбу.
Теперь остается только подобрать резиновый конус, например, резиновую пробку, которая плотно входила бы в отверстие для свечи, в конусе сделайте отверстие.
Соберите прибор. Установите манометр с резиновой шайбой и вверните в вентиль золотник от автомобильной камеры.
Работают с прибором так. При прогретом двигателе и свежезаряженной аккумуляторной батарее выверните все свечи из двигателя, плотно прижмите резиновый конус в свечное отверстие измеряемого цилиндра. Попросите помощника включить стартер автомобиля и прокрутить двигатель до тех пор, пока показания манометра не перестанут увеличиваться. Перед замером отрегулируйте клапанные зазоры.
Нормальным считается, если показания манометра в 1,2...1,7 раза превышают степень сжатия двигателя. Лучше найти в справочнике величину компрессии для двигателя вашего автомобиля.
Перед замером компрессии в следующем цилиндре нужно сбросить показания компрессометра, нажав на золотник спичкой или притупленным гвоздем через отверстие в резиновом наконечнике. Этим маленьким неудобством придется платить за простоту и дешевизну конструкции. Разброс величины компрессии по цилиндрам не должен превышать 1 кгс/см2.
Журнал «САМ» №5, 1995 год