О самодельных глушителях мы сейчас говорить не будем — сделать их не всем под силу. Вероятно, прогоревшие узлы системы выхлопа придется купить. А здесь будут даны советы, которые помогут в дальнейшем продлить срок службы глушителей.
На машинах, эксплуатирумых в России, соединение труб глушителей в единую систему осуществляется либо хомутами (при этом большая труба — разрезная), либо применяется фланцевое соединение.
Часто требуется замена только одной части системы выхлопа — основного глушителя. Но разъединить трубы, соединенные хомутами после 5...6 лет эксплуатации оказывается невозможно: они пригорают так, что их приходится срубать зубилом. При этом можно испортить еще годные узлы. Чтобы впоследствии эту операцию можно было выполнять легче, подложите между трубами лист медной или латунной фольги, она же будет выполнять роль уплотнителя.
Вторично использовать хомуты для соединения обычно не удается — температура и влага делают свое «ржавое» дело. Если нет фирменных хомутов, а самодельные, сделанные из полоски металла, как известно, держат плохо, то советую изготовить хомуты по приведенному на рис. 1 чертежу: они обеспечат очень надежное соединение, пригодное для любых, и даже импортных автомобилей. Нужно только измерить диаметр наружной разрезной трубы вашего автомобиля и подставить это значение в чертеж вместо буквы Д.
Материал деталей указан на чертеже. Деталь «скоба» может быть использована многократно. Гайки, как и на фланцевом соединении, желательно использовать медненые. Конец резьбы на изогнутом прутке должен быть заподлицо с гайкой.
Если автомобиль эксплуатируется в очень тяжелых дорожных условиях и есть вероятность, что глушитель может «влететь» в грязь или в выступающие части колеи, то, чтобы не оторвать его, установите сразу два хомута, даже если они фирменные, на одно соединение. Это будет особенно эффективно после установки нового глушителя, пока соединение еще не обгорело.
Теперь о фланцевых соединениях. При присоединении приемной трубы к выхлопному коллектору двигателя обязательны латунные гайки. Иначе порча шпилек и потеря выхлопного коллектора со временем вам обеспечена. Чертеж гайки для двигателей ВАЗ и УЗАМ приведен на рис. 2. На двигателях УЗАМ хорошо держат более короткие гайки, установленные по две на каждую шпильку, только подтягивать их нужно осторожно.
При фланцевом соединении иногда используют прокладки в виде тора (стальные с наполнением, медные или алюминиевые). Если их нет, можно взять медный многожильный провод. Здесь вполне подойдут очищенные от изоляции медные жилы от сетевых проводов бытовых электроприборов, причем, чем больше тонких жил в проводе, тем лучше. Из провода длиной 1...2 м намотайте кольцо, начало и конец проводов обмотайте вокруг полученного тора, чтобы получилась ровная «баранка». Более точно длину определите исходя из полученного сечения получившейся прокладки.
Если сделать две одинаковые такие прокладки, то их можно использовать на двигателях ВАЗ и УЗАМ. Только их нужно аккуратно расположить при затяжке гаек, чтобы съехавшая прокладка не перекрыла сечение приемной трубы или не образовалась дыра на месте, не прикрытом прокладкой.
Внутренний диаметр такого самодельного кольца для автомобилей УАЗ, «Волга» — ориентировочно 55 мм, для «Москвича» с двигателем УЗАМ — 45 мм, для «Жигулей» и «Запорожца» — 40 мм. Размеры уточните по выхлопной системе конкретного автомобиля.
Чтобы основной глушитель служил дольше, применяют следующие операции:
1. В самой нижней точке глушителя сверлят отверстие 3...4 мм для слива конденсата.
2. По возможности не используют асбест, так как он очень гигроскопичен и под ним быстро образуется ржавая дыра. Кроме того, асбест очень сильный аллерген. Если же применение асбеста предусмотрено конструкцией или необходимо применить прокладку из асбестового каркаса, то пропитайте торцы и все выступающие части асбестовых деталей силикатным (конторским) клеем.
3. Если на автомобиле глушитель не из нержавеющей стали, а машина эксплуатируется в большом городе и зимой, где постоянен соляной «комресс», надо сделать дополнительную защиту глушителя снизу. Известно множество вариантов — от обмотки стеклотканью с последующей пропиткой силикатным клеем — до приварки дополнительного стального листа. Все зависит от конкретных возможностей автолюбителя.
Журнал «САМ» №6, 1995 год