Этот способ позволяет не только восстанавливать засульфатированные батареи аккумуляторов, но и проводить профилактическую обработку исправных.
На рисунке 1 приведена схема простого зарядного устройства, предназначенная для восстановления засульфатированных аккумуляторов. Схема обеспечивает импульсный зарядный ток до 10 А (используется для ускоренного заряда). Для восстановления и проверки аккумуляторов лучше устанавливать импульсный зарядный ток 5 А. Ток разряда при этом будет 0,5 А. Он определяется величиной резистора R4.
Схема выполнена так, что заряд аккумулятора производится импульсами тока в течение одной половины- периода сетевого напряжения, когда оно на выходе схемы превысит напряжение на аккумуляторе. В течение второго полупериода диоды VD1, VD2 закрыты и аккумулятор разряжается через нагрузочное сопротивление R4.
Значение зарядного тока устанавливается регулятором R2 по амперметру. Учитывая, что при зарядке батареи часть тока протекает и через резистор R4 (10%), показания амперметра РА1 должны соответствовать 1,8 А (для импульсного зарядного тока 5 А), так как амперметр показывает усредненное значение тока за период времени, а заряд производится в течение половины периода.
В схеме предусмотрена защита аккумулятора от неконтролируемого разряда в случае случайного исчезновения сетевого напряжения. Тогда реле К1 своими контактами разомкнет цепь подключения аккумулятора. Реле К1 в схеме — типа РПУ-0 с рабочим напряжением обмотки на 24 В или на меньшее напряжение, но при этом последовательно с обмоткой включается ограничительный резистор.
Для описанного устройства можно использовать трансформатор мощностью не менее 150 Вт с напряжением во вторичной обмотке 22...25 В. Измерительный прибор РА1 подойдет любой со шкалой 0...5 А (0...3 А), например М42100. Транзистор VT1 устанавливается на радиатор площадью не менее 200 мм2, в качестве которого удобно использовать корпус зарядного устройства.
В схеме применен транзистор с большим коэффициентом усиления (1000...18000), который можно заменить на КТ825, изменив полярность включения диодов и стабилизатора, так как он другой проводимости (рис. 2). Последняя буква в обозначении транзистора может быть любой.
Для защиты схемы от короткого замыкания на выходе установлен предохранитель F2.
Резисторы применены R1 — типа С2-23, R2 — типа ППБЕ-15, R3 — типа С5-16МВ, R4— типа ПЭВ-15, номинал R2 может быть от 3,3 до 15 кОм. Стабилитрон VD3 подойдет любой, с напряжением стабилизации от 7,5 до 12 В.
Примечание. Приведенные схемы пускового и зарядного устройства (рис. 1) можно легко объединить, для чего на пусковом трансформаторе достаточно намотать еще одну обмотку примерно 20...35 витков проводом ПЭВ-2 диаметром 1,8...2,0 мм. Эта обмотка используется для питания схемы зарядного устройства.
Журнал «САМ» №1, 1996 год