Простейшие расчеты показывает, что для того, чтобы пусковое устройство эффективно работало при подключении его параллельно с аккумулятором, оно должно обеспечивать ток не менее 100 А при напряжении 10...14 В. При этом мощность используемого сетевого трансформатора Т1 (см. рис.) должна быть не менее 800 Вт. Как известно, номинальная рабочая мощность трансформатора зависит от площади сечения магнитопровода (железа) в месте расположения обмоток.
Сама схема пускового устройства довольно проста, но требует правильного изготовления сетевого трансформатора. Если для него использовать тороидальное железо от любого ЛАТРа, можно получить минимальные габариты и вес. Периметр сечения железа может быть от 230 до 280 мм (у разных типов автотрансформаторов он отличается).
Перед навивкой обмоток необходимо закруглить напильником острые края на гранях магнитопровода, после чего его обматываем лакотканью или стеклотканью.
Первичная обмотка трансформатора содержит примерно 260...290 витков провода ПЭВ-2 диаметром 1,5...2,0 мм (провод может быть любого типа с лаковой изоляцией). Намотку распределяем равномерно в три слоя, с межслойной изоляцией. После выполнения первичной обмотки, трансформатор необходимо включить в сеть и замерить ток холостого хода. Он должен составлять 200...280 мА. При этом будут оптимальные условия трансформации мощности во вторичную цепь. Если ток будет меньше — часть витков надо отмотать, если больше — домотать до получения указанной величины.
Следует учитывать, что зависимость между индуктивным сопротивлением, а значит и током в первичной обмотке, и числом витков является квадратичной — даже незначительное изменение числа витков будет приводить к существенному изменению тока первичной обмотки.
При работе трансформатора в режиме холостого хода не должно быть нагрева обмотки. Он свидетельствует о наличии межвитковых замыканий или же продавливании и замыкании части обмотки через магнитопровод. В этом случае намотку придется выполнять заново.
Вторичную обмотку наматывают изолированным многожильным медным проводом сечением не менее 6 мм2, например, типа ПВКВ, с резиновой изоляцией. Она содержит две обмотки по 15... 18 витков, которые наматывают одновременно (двумя проводами), что позволяет легко получить их симметричность — одинаковые напряжения в обеих обмотках. Это напряжение должно быть в интервале 12...13,8 В при номинальном сетевом напряжении 220 В. Измерять напряжение во вторичной обмотке лучше на временно подключенном к клеммам Х2, ХЗ нагрузочном резисторе сопротивлением 5...10 Ом.
Показанное на схеме соединение выпрямительных диодов позволяет использовать металлические элементы корпуса пускового устройства не только для крепления диодов, но и в качестве теплоотвода без диэлектрических прокладок (плюс диода соединен с крепежной гайкой).
Для подключения пускового устройства параллельно аккумулятору соединительные провода должны быть изолированными и многожильными (лучше медными) с сечением не менее 10 мм2 (не путать с диаметром). На концах провода после облуживания припаивают соединительные наконечники.
Контакты включателя S1 должны быть рассчитаны на ток не менее 5 А, например типа Т3.
Журнал «САМ» №1, 1996 год