Изобретатели предложили немало оригинальных конструкций подогревателей, удовлетворяющих этому требованию. Вот одна из них.
Автолюбитель Матоба из Японии разработал подогреватель, который легко можно сделать в домашних условиях. Он годится для любого серийного автомобиля, имеющего водяное охлаждение двигателя. Поскольку, рассудил умелец, воду для стеклоомывания используют периодически, порциями приблизительно по 10 см3, то важно, чтобы именно эта порция была нагретой. И вовсе ни к чему нагревать всю воду в бачке.
Подогреватель состоит из теплообменника — гибкой пластмассовой трубки, обвитой вокруг шланга контура циркуляции воды между двигателем и радиатором.
В наконечники змеевика вставлены переходные втулки для соединения с патрубками водяного бачка и с патрубком подвода к разбрызгивающим форсункам, установленным перед ветровым стеклом. Для лучшей теплопередачи от шланга к змеевику навивка сделана с некоторым натяжением.
Змеевик изготавливают так. Длинную прямую трубку навивают в нагретом состоянии вокруг стержня-оправки. Затем, охладив полученную спираль, фиксируют ее форму, вынимают стержень-оправку, а лишнюю часть трубки удаляют. Диаметр отверстия внутри змеевика должен быть несколько меньшим, чем наружный диаметр шланга, на котором змеевик в дальнейшем будет закреплен, чтобы обеспечить некоторый натяг.
При эксплуатации змеевик даст усадку, что приведет к еще более плотному контакту со шлангом, а следовательно, и к более эффективной теплопередаче. Особенно это заметно, если змеевик сделан из термопластичной пластмассы. Предпочтительно использовать трубку из капрона, но годятся трубки из полиэтилена, полипропилена или поливинилхлорида.
Переходные втулки для соединения с патрубками бачка и форсунок можно сделать из любого материала.
Из капроновой трубки с площадью поперечного сечения 46,3 мм2 длиной 1,5...2,0 м Матоба сделал змеевики, имеющие 8...11 витков. При температуре воды в бачке 30°С в форсунках она нагревалась до 50°С.
Журнал «САМ» №4, 1996 год