На автомобилях «Москвич-412...-2140» и «ИЖ» всех моделей кроме «2126» устанавливается чугунный барабан со стальным (залитым при изготовлении) диском. Эта деталь имеет номер 412-3501070. На ранних выпусках этих автомобилей применялся барабан, унаследованный от автомобиля «Москвич-408». Его легко отличить по отсутствию ребер на наружной цилиндрической поверхности. Этот барабан взаимозаменяем с современным, хотя и имеет несколько меньшую прочность.
Тормозной барабан — это изнашиваемый узел. Колодки, прижимаясь к внутренней поверхности барабана в момент торможения, стирают ее. А отсюда — две основные неисправности, которые диагностируются при ремонте: износ либо посадочной, либо рабочей поверхности барабана.
С посадочной поверхностью все довольно просто. Очищенный от грязи и продуктов коррозии барабан усилием руки должен одеваться на посадочный выступ полуоси. Если в этом соединении обнаружен люфт, барабан придется забраковать.
С рабочей поверхностью чуть сложнее. Чтобы понять, пригоден ли барабан для использования, его нужно измерять. Для этого применяют штангенциркуль-нутромер с диапазоном измерения до 250 мм (для других автомобилей даже еще более длинным).
Номинальный диаметр рабочей поверхности нового барабана 230+0,2 мм. Растачивать этот размер допускается до 231,6 мм. Использовать барабан с большим рабочим размером нельзя. Кроме диаметра контролируется эллипсность рабочей поверхности (она не должна быть более 0,2 мм) и конусность ее (не более 0,1 мм).
Рабочая поверхность в процессе торможения изнашивается неравномерно, а только на ширине колодок (см. рис.). Поэтому при «входе» в барабан образуется бурт, который еще больше увеличивают продукты коррозии и грязь. Вот почему, чтобы снять барабан, нужно сначала осадить колодки. Попадающие в тормозной механизм мелкие камешки и песок, заклиниваясь при торможении между накладкой колодки и барабаном, образуют царапины, а часто и глубокие риски. Бурт и риски нужно удалить. Конечно, лучший способ — расточить барабан на токарном станке. Это нужно делать в приспособлении, базируя барабан по посадочному диаметру и прижимая к нему внутреннюю поверхность барабана, т.е. нужно полностью повторить крепление барабана на автомобиле. Предельные размеры для расточки указаны выше, а чистота 1,6.
Не имея приспособления и подходящего станка, умельцы могут попытаться сами исправить рабочую поверхность. Для этого переверните барабан, закрепите его колесными гайками на ведущей полуоси автомобиля. Затем включите первую передачу, заведите двигатель и шабером снимите бурт, а наждачной бумагой прочистите рабочую поверхность. Этим методом большую эллипсность сделать трудно, а вот с конусностью будьте осторожны. Снимайте металл равномерно по глубине барабана с обязательным контролем размеров штангенциркулем-нутромером как на входе, так и в глубине его.
Тормозные барабаны примерно такой же конструкции, отличающиеся лишь размерами, имеют автомобили «Волга», УАЗ. На автомобилях ВАЗ, «Москвич-2141», «Таврия» и других устанавливаются тормозные барабаны с алюминиевым корпусом, в которые при изготовлении вплавлены чугунные рабочие кольца.
«Болезни» у этих барабанов те же, но у алюминиевых добавляется еще и интенсивная электрохимическая коррозия в соединении барабан-ступица, что приводит к дополнительным трудностям при снятии барабана и вызывает разрушение его посадочной поверхности.
Предельные размеры рабочей поверхности барабанов других машин приведены в таблице.
Журнал «САМ» №6, 1997 год