В качестве базового в таком прицепе берется грузовой со всеми его функциональными возможностями. А для использования в целях туризма он комплектуется дополнительным снаряжением. Понятно, что умельцы-самодельщики могут и уже «производят» подобное снаряжение. Однако, в любом случае полезно сформулировать исходные требования к нашему комплекту:
- максимальная функциональность (в нашем случае — максимальный комфорт при использовании прицепа в качестве жилого);
- максимальная компактность при хранении;
- минимальные затраты на изготовление (включая трудоемкость);
- максимальное использование базового комплекта при минимальной его доработке;
- способность к расширению функциональных возможностей.
Именно такое дополнительное снаряжение прицепа и предлагается вниманию читателей.
На рис. 1 изображен прицеп в спальном варианте, общий вид; на рис. 2 — то же в положении, развернутом для дневного отдыха; на рис. 3 — дополнительное днище, план; на рис. 4 — возможный вариант узла стыковки модулей дополнительного днища.
Комплект содержит монтируемую в кузове прицепа палатку, включающую каркас, выполненный из закрепляемых на кузове стоек 1 и дуг, соединяемых с ними посредством разъемов. Так же соединяются продольные элементы каркаса 3.
Если используется грузовой прицеп ММЗ-81021, в дело пойдут такие элементы базовой комплектации, как дуги 2, проушины вдоль бортов для крепления дуг (используются для крепления стоек каркаса), штатный тент (в качестве крыши палатки). Тогда палатку остается дооснастить такими дополнительными элементами, как вертикальные стойки 1, продольные силовые элементы каркаса 3 с уже имеющимися элементами сопряжения, а также боковым тентом, образующим стенки палатки. Палатка может быть снабжена и собственной крышей, сшитой из светопроницаемой ткани типа парашютного шелка, на которую надевается штатный тент 13. В хорошую погоду тент может быть снят, что увеличивает освещенность в палатке и улучшает ее тепловой режим.
Вторым (и возможно основным) элементом комплекта является закрепляемое в кузове прицепа посредством дополнительных опор 4 и 5 на уровне верхних полок колесных ниш (если таковые имеются) дополнительное днище 6. В спальном варианте (рис. 3) оно состыковано из модулей четырех типов: четыре модуля 7 первого типа, два модуля 8 второго типа, два модуля 9 третьего типа и один средний модуль 10 четвертого типа.
Модули первого типа снабжены соединительными замками 14 (рис. 3), выполненными, например, в виде двух, расположенных вдоль ребра модуля, планок 15 (рис. 4), образующих на ребре паз, а также быстроразъемными соединениями 16 для присоединения опорных стоек 17. Модули второго типа снабжены замками 18, аналогичными замкам 14 модулей 7 (рис. 3). Модули третьего типа выполнены составными из двух частей, соединенных шарнирами, закрепленными на тыльной стороне модуля. На тыльной стороне откидывающейся в вертикальное положение части закреплены опорные стойки 19 (рис. 4), служащие в горизонтальном положении части модуля опорами для среднего модуля четвертого типа 10 (рис. 3). Один из модулей 7 может быть снабжен соединением 20 (рис. 2) для закрепления его на внешней стороне борта кузова.
При транспортировке прицепа дополнительное днище 6 в собранном состоянии ограничивает сверху грузовой отсек между этим днищем и днищем кузова, например, для груза, в котором нет ежедневной потребности. Доступ в этот отсек образуется при снятии модуля 10 с опорных стоек 19. Кроме этого можно в образовавшееся пространство выдвинуть модули 9 (рис. 4), или снять их совсем, что облегчает доступ к грузовому отсеку по всему объему. Дуги 2 и тент 13 закреплены в штатном для грузового прицепа варианте, а пространство между тентом и дополнительным днищем 6 образует отсек для элементов комплекта оборудования.
Когда палатка подготовлена для ночлега, дополнительное днище 6 находится в положении, аналогичном транспортному, вследствие чего грузовой отсек сохраняется неизменным.
Комплект оборудования позволяет разворачивать палатку в положение для дневного отдыха (рис. 2). Для этого днище 6 разбирается на составляющие его модули. Остающиеся на своих местах модули 8 и модули 9, согнутые по линии соединения шарнирами составляющих частей, образуют четыре сиденья, а модуль 10 с пристыкованными к нему стойками, развернутый вдоль оси прицепа, является столиком. Четыре модуля 7 могут быть использованы в качестве одного большого стола, для чего они соединяются между собой посредством замков 14, а к разъемам 16 присоединяются стойки-ножки. Собрав стол из трех модулей 7, можно четвертый модуль навесить на борт прицепа (например, в зоне расположения дополнительной палатки-веранды или тента), для размещения на нем походной газовой плиты или примуса. Оставив стол собранным из двух модулей 7, еще один модуль можно использовать в качестве кухонного столика (рис. 2).
В заключение отметим следующее: мы намеренно не приводим размеров (базовый-то прицеп у каждого свой), а также конструкции деталей, замков, соединений и пр. Каждый умелец сможет подобрать их сообразуясь со своими возможностями. Предложенную схему можно развить и дополнить, в чем и желаем успеха!
Журнал «САМ» №2, 1998 год