Вот поэтому и приходится охлаждать двигатели таких автомобилей, стоя у обочины с поднятым капотом.
Автомобили с электроприводом вентилятора в системе охлаждения этому пороку подвержены значительно меньше: лопасти электровентилятора у них всегда вращаются с максимальным числом оборотов и работают с наивысшим КПД. В холодное время года электровентилятор обычно отключен, поэтому двигатель прогревается быстрее, его ресурс увеличивается, а мощность не расходуется впустую.
С "Жигулями" дело обстоит просто — для модификации системы охлаждения достаточно приобрести и установить комплект деталей от моделей с электровентилятором. С "Москвичом" — посложнее. Приспособить жигулевские агрегаты не позволяет малое расстояние между двигателем и радиатором. Завод "Ижмаш" и по сей день выпускает "М-412" с устаревшей системой охлаждения.
Выход тем не менее есть. Вентилятор с электроприводом нужно установить перед радиатором, за декоративной решеткой. Здесь сразу убиваем двух зайцев: вентилятор гонит на радиатор наружный, более холодный и более плотный воздух, и есть место для его установки.
Электрическая схема подключения вентилятора показана на рис. 1. Питание к электродвигателю подается через реле типа РС-527 (клеммы обозначены на схеме цифрами), срабатывающего от температурного датчика ТМ-108, установленного в зоне подводящего патрубка радиатора.
Необходимые узлы недефицитны, их можно приобрести в магазине "Автозапчасти". Это вентилятор с электродвигателем МЭ-271 или МЭ-272, датчик ТМ-108 и реле РС-527. Еще понадобятся три стальных полосы размером 3x30x500 мм и гайки М6 с шайбами.
В первую очередь монтируем электровентилятор. Снимаем декоративную решетку радиатора. Закрепляя стальные пластины к ушкам электродвигателя, стараемся установить электровентилятор по центру радиатора так, чтобы зазоры были не только между радиатором и электродвигателем, ной между лопастями и кузовом. Пластины крепления электровентилятора подгоняем под болты крепления радиатора. Сверлим соответствующие отверстия и закрепляем электровентилятор (рис. 2).
Выводы электродвигателя заблаговременно наращиваем многожильным изолированным проводом сечением не менее 3 мм2, тщательно изолируя места соединений. Один из проводов "сажаем на массу", а другой протягиваем к реле, устанавливаемом на правом брызговике кузова.
Датчик ТМ-108 устанавливаем во втулке с резьбой, приваренной к трубе, установленной в разрезе эластичного рукава, идущего от термостата к радиатору (рис. 3). Места соединений на трубе стягиваем хомутами.
Крыльчатку штатного вентилятора снимаем. Но выбрасывать ее не следует. Если электровентилятор откажет, всегда можно установить штатные лопасти на место.
Электропривод вентилятора не требует-практически никакого ухода. Нужно только периодически контролировать состояние электропроводки. Можно подключить параллельно электродвигателю сигнальную лампу (на схеме показана пунктиром), разместив ее на приборной панели. Однако электровентилятор включается не часто и шум при его работе в салоне можно услышать.
Журнал «САМ» №7, 1998 год