Коктейль для «дворников»
Зимой в мороз ездить без незамерзающей жидкости в стекпоомывателе — преступление. Вода замерзает еще в соплах, а сухие щетки только размазывают грязь по стеклу. Тут до аварии один шаг. Цена на морозоустойчивые жидкости в последние годы выросла катастрофически. Все чаще можно видеть автомобилистов, заливающих в бачок омывателя — вод Это дешевле!
Сделать стекло более чистым помогут несколько капель жидкого шампуня. влитые в бачок с водкой. Можно использовать и жидкое средство для стирки белья. Количество подберите экспериментально. Только учтите, что передозировка ведет к вспениванию жидкости и ухудшению работы электрического насоса.
Чтобы «водочно-мыльный коктейль» не забивал жиклеры стеклоомывателя, рекомендуем установить дополнительный фильтрующий элемент — фильтр тонкой очистки топлива (ТОТ). В продаже большое количество самых разнообразных фильтров ТОТ. Обратите внимание на то, что для стеклоомывателя нужен фильтр, не имеющий внутри стальных деталей, которые быстро корродируют, и в системе появляется ржавчина. Выбирая фильтр, можно воспользоваться магнитом. Если он притягивается к корпусу, откажитесь от этой покупки. Неплохо зарекомендовал себя в стеклоомывателе фильтр ТОТ с пластмассовыми сетками или с трикотажным фильтрующим элементом.
Проверьте экономайзер
Экономайзер принудительного холостого хода (ЭПХХ) с вынесенным из карбюратора электромагнитным клапаном (а именно о такой конструкции пойдет речь ниже) впервые появился на автомобилях «Жигули» ВАЗ-2105 и быстро распространился на ряд других моделей со сходными карбюраторами (ВАЗ-2104, ВАЗ-2107, некоторые выпуски АЗЛК-2141, Москвич-2140, ИЖ, ЗАЗ-968М и ряд других).
Цель установки этой системы очевидна — снижение токсичности выхлопа и уменьшение расхода топлива. Однако имеющиеся руководства по ремонту не позволяют достаточно просто самому владельцу надежно диагностировать и устранить неполадки этого устройства.
Восстановим этот пробел. Элементы системы: клапаны, блок управления и микропереключатель проверяем последовательно.
Начнем с проверки клапанов. При работе двигателя на холостом ходу (около 850 об/мин) отсоедините от электромагнитного клапана (ЭМК) провод, идущий на массу (соединенный с корпусом автомобиля). Если двигатель остановился — ЭМК и клапан ЭПХХ в карбюраторе работают нормально. Если двигатель продолжает работать, снимите резиновую трубку с ЭПХХ в карбюраторе (она идет от электромагнитного клапана). Если при этом двигатель продолжает работать — не герметичен запорный клапан ЭПХХ, а если двигатель остановился — виноват ЭМК, не действует его обмотка (в этом случае, когда вы нажимаете. на педаль «газа» при включенном зажигании, нет щелчка клапана) или не герметичен запорный элемент клапана.
Теперь проверяем электронный блок управления (БУ). При работе двигателя на холостйм ходу отсоедините от микропереключателя (МП) на карбюраторе провод, которым он соединен с электромагнитным клапаном (в «Запорожце» и «Таврии» тот провод, который не соединен с массой).
Теперь плавно поднимите обороты двигателя до 1500 в минуту и более — режим работы двигателя должен стать автоколебательным, легко контролируемым на слух. То есть должно происходить самопроизвольное снижение частоты примерно до 1200 и подъем до 1500 об/мин с интервалом 0,5—1 сек (цифры ориентировочные). Если этого явления нет, БУ неисправен. Нечеткая работа БУ возможна из-за снижения напряжения его питания. Особенно капризен в этом отношении блок 52.3761, устанавливаемый на автомобиль ВАЗ-2105. Поэтому предварительно проверьте работу генератора, регулятора напряжения и надежность всех контактов.
Остается проверить работоспособность и правильность регулировки микропереключателя (МП).
При работе двигателя на холостом ходу снимите с него тот же провод, который отсоединяли при проверке блока управления. К освободившемуся выводу МП и к «массе» автомобиля подключите контрольную лампу (в «Запорожце» и «Таврии» лампу включите в разрыв провода, идущего от МП к «массе»). Она должна загораться при возникновении автоколебательного процесса в работе двигателя при оборотах не менее 1500 в минуту.
Если лампа не горит при любом положении педали газа, переключатель МП неисправен. При неправильном срабатывании отрегулируйте положение микропереключателя винтами.
Преждевременное срабатывание ведет к снижению эффективности ЭПХХ, а слишком позднее — рывками при движении с малыми оборотами коленчатого вала.
Дефектные детали следует заменить. Но часть неисправностей можно устранить самостоятельно, только это тема другого материала.
Катушка для провода «переноски»
Автомобили часто комплектуются переносной лампой «ОСВАР» типа ПД 525. У этих светильников соединительный провод на заводе-изготовителе сматывается в бухту и укладывается под крышку. После пользования лампой провод нужно опять смотать в бухту, чтобы уложить под крышкой переноски. А это сделать непросто: без оправки аккуратную бухту руками не намотать, особенно в спешке. Для устранения этого недостатка под крышкой переноски я установил катушку, служащую для намотки провода. На щечке катушки сделаны прорези, служащие для закрепления провода. Уборка провода теперь занимает считанные секунды, а с катушки при пользовании лампой отматывается только часть провода требуемой длины.
Катушку легче всего сделать из полистирола, используя для центральной части кусок пластиковой трубки диаметром 32 мм и длиной 20 мм, применяемой обычно для прокладки электропроводки, приклеив к ней щечки с наружным диаметром 85 мм из полистирола. Конец провода со штекером пропускается через паз между щечкой и трубкой перед склейкой. Катушку можно специально не делать, а подобрать подходящую по размерам готовую от рыболовной лески или магнитной ленты.
Доска-лежак
Автолюбителю иногда приходится заниматься с элементами электрооборудования, размещенными в салоне, за передним приборным щитом, так называемым «торпедо». Здесь расположены предохранители, разъемы, реле, выключатели и контрольные лампы. Хотя это место и находится в салоне, но для ремонта оно очень неудобное и небезопасное: мешает порог двери. Чтобы сделать эту работу более безопасной и удобней, советую сделать доску-лежак в виде скамейки, у которой ножки имеются только с одной стороны.
Доска-лежак изготавливается из листа фанеры размером 1000x350x10 мм, облицовывается поролоном и обшивается винилискожей или дерматином. Вместо ножек проще приспособить имеющуюся почти у каждого автолюбителя опорную стойку-подставку. Опорная стойка крепится к концу доски винтами с барашковыми гайками и фиксируется чекой на требуемой высоте. Другой конец доски заводится в салон через дверной проем и опирается на порог. Сама доска (уже без опоры) делает более комфортабельными условия для работы под днищем автомобиля.
Противоугонное устройство, экономящее бензин
При длительной стоянке автомобиля бензин из поплавковой камеры медленно, но верно испаряется в атмосферу. Желая сохранить этот бензин, я сделал устройство для его слива обратно в топливный бак. И несмотря на то, что экономия небольшая, это добавление оказалось еще и действенным и нетрадиционным противоугонным средством.
Проще всего таким образом переоборудовать карбюраторы типа К-59, К-126, К-127, К-133, имеющие пробку-заглушку в поплавковой камере напротив главного топливного жиклера. Эту пробку я удалил и установил вместо нее краник с ниппелем. Наиболее качественным и надежным для этой цели оказался краник от бензопилы. Ниппель этого краника я соединил дополнительным бензостойким шлангом с тройником, который врезал в бензопровод перед бензонасосом.
И теперь при открытом кранике бензин из поплавковой камеры слит обратно в бензобак и запуск двигателя невозможен.
Журнал «САМ» №1, 1998 год