Устройство напомнит вам про неснятый ручной тормоз, не выключенный сигнал поворота, оповестит звуком или световыми вспышками, если вытекает жидкость из системы гидравлических тормозов, включен «ручник» или передача заднего хода, нажата педаль ножного тормоза (на случай поломки стоп-сигнала). «Сигнализатор» вовремя может предупредить о перегреве двигателя, о малом уровне бензина или тормозной жидкости в главном цилиндре (бачке) сцепления, низком давлении масла в двигателе.
В машине при подключении схемы провод +12 В отсоединяем от красной лампы (Н1) на панели приборов, а к ней подключаем цепи (X1, Х2) схемы «сигнализатора» (рис. 1). Устройство состоит из двух мультивибраторов, собранных на транзисторах VT1, VT2 и VT5, VT6. Транзистор VT4 выполняет роль ключа. При включении зажигания напряжение +12 В поступает на эмиттеры VT1, VT3. Минусовый провод подведен к корпусу. Корпус - к клемме Х3. Схема бездействует. Так как при этом VT4 будет закрыт минус на мультивибратор VT1 подаваться не будет, если не сработал ни один из датчиков.
Когда включают сигнал поворота (F6), напряжение +12 В с контактных пластин реле поворотов через диод VD8 поступает на второй мультивибратор VT5, VT6. При этом мигает зеленая лампочка (Н2) на приборном щитке и звучит прерывистый звуковой сигнал.
При срабатывании ручного тормоза (F1) или при вытекании жидкости из тормозной системы, коллектор транзистора VT4 закорачивает на «массу», и тем самым «минус» питания подается на схему первого мультивибратора. Он управляет работой второго мультивибратора. При этом мигает красная лампа (Н1) на приборной панели с частотой примерно 0,5 Гц и звучит с этим же интервалом звуковой сигнал.
Если включаем задний ход (F3) или ножного тормоза (F4), напряжение +12 В поступает через диоды VD2 или VD3 и резистор R5 на базу транзистора VT4, который открывается и включает первый мультивибратор (VT1, VT2).
Схема «сигнализатора» собрана на печатной плате из фольгированного гетинакса размером 95x88 мм. Правильно собранная схема не нуждается в настройке и начинает работать срезу же после включения источника питания. Схема звуковой сигнализации хорошо работает на «Жигулях». Здесь о состоянии автомобиля сигнализируют шесть ламп-табло. Звуковую сигнализацию нужно подключать непосредственно к этим лампам.
Примечание. Контакты F6 могут быть электронными (транзистор). Для работы схемы сигнализатора это значения не имеет. Пси подключении схемы к цепям автомобиля может потребоваться подбор резистора R10. чтобы установить уровень срабатывания пои уменьшении количества бензина в баке.
Журнал «САМ» №3, 1998 год