Как натягивать цепь
На некоторых автомобилях «Жигули» после подтягивания цепи привода газораспределительного механизма усиливается общий шум, а иногда возникает и стук, исчезающий при увеличении или уменьшении оборотов коленчатого вала. Это явление связано с биением звездочек, охватываемых цепью. В результате цепь при движении то натягивается, то ослабевает. В этом легко убедиться, если полностью отвернуть гайку, фиксирующую стержень натяжителя, и понаблюдать за ним, вращая коленчатый вал рукояткой. Стержень будет перемещаться в продольном направлении в пределах от нескольких долей миллиметра до миллиметра (у разных автомобилей величина разная).
Фиксировать стержень нужно в положении, когда он максимально выдвинут наружу. Тогда шум и нагрузка на детали цепного механизма получаются наименьшими.
Ремонт натяжителя
В двигателях автомобиля «Жигули» натяжитель цепи иногда не выполняет своего назначения (цепь остается ослабленной, хотя регулировка выполнена согласно инструкции) из-за того, что плунжер 6 зажимается перекошенной пружиной 5 или шайба 9 заклинивается по наружному диаметру.
Чтобы устранить это явление, надо уменьшить наружный диаметр шайбы с 11 до 10,4 мм, а на стержень 3 надеть трубку 7 длиной 20-25 мм с толщиной стенки 0,4-0,6 мм (ее можно свернуть из металлической полоски), которая защитит ее от защемления внутренней поверхностью пружины.
Одновременно надо проверить, свободно ли перемещается головка 11 стержня в гнезде плунжера. Если чувствуется заедание, надо обработать головку абразивной шкуркой, а можно и проточить ее на небольшой конус. Чтобы после этого не усилился стук стержня о донышко плунжера (поскольку масло как демпфер при увеличенном зазоре будет работать хуже), достаточно поставить шайбу 12 толщиной 2,5-3,5 мм из маслостойкой резины.
Состояние шайбы надо периодически проверять.
Для выполнения всей этой работы натяжитель разбирают, отвернув гайку 1 и удалив стопорное кольцо 10.
Эффект маслоотражателя
У автомобиля «Жигули» со временем (из-за износа цилиндра и поршневых колец) через систему вентиляции картера в карбюратор вместе с газом поступает много масла и водно-масляной эмульсии. Это приводит к засорению воздушных жиклеров карбюратора, отказу пневматического клапана системы холостого хода, в который масло попадает из впускного коллектора, а также к образованию нагара в камере сгорания и лишнему расходу масла.
Чтобы устранить эту неприятность можно переделать систему вентиляции следующим образом. Между крышкой 1 маслоотделителя и приливом 5 на блоке цилиндров установить выточенную из алюминия дополнительную проставку 3 и маслоотражатель 7 в форме полусферы.
Благодаря увеличению объема маслоотделителя и установке отражателя процесс очистки картерных газов улучшится и в корпусе воздушного фильтра станет сухо.
Журнал «САМ» №8, 1998 год