Разъемный кожух
Одна из причин, вызывающих перегрев двигателя у «Запорожца», — загрязнение наружных поверхностей цилиндров. Очистка цилиндров затруднена, поскольку для этого приходится демонтировать карбюратор, чтобы снять закрывающий их кожух.
Можно разрезать кожух сверху, как показано на рисунке. Благодаря этому каждую часть его можно будет снимать и ставить обратно, не демонтируя карбюратор. Достаточно отвернуть четыре крепящих болта (по два на каждой половине кожуха) и отсоединить трос газа. Чтобы при работе двигателя половинки кожуха не дребезжали, они стягиваются при помощи замка патефонного типа, который устанавливается возле направляющего аппарата вентилятора.
Двухступенчатый вентилятор
Чтобы улучшить охлаждение двигателя «Запорожца», можно установить вторую крыльчатку на вал генератора.
Для этого из стального листа толщиной 1 мм вырежьте круг диаметром 190 мм с отверстием диаметром 16 мм в центре. Разделив круг на 16 секторов, сделайте надрезы по радиусам на глубину 50 мм. Получившиеся лопасти изогните так же, как на основном вентиляторе. С вала генератора отверните гайку, снимите пружинную шайбу и установите на него новую крыльчатку, надежно закрепив ее теми же гайкой и шайбой.
Выпускной коллектор необходимо утеплить
У двигателей «Запорожцев», там где стоит нагнетающий вентилятор для охлаждающего воздуха, выпускной коллектор прогревается очень медленно. Чтобы попадающий в него бензин начал хорошо испаряться и образовывалась хорошая горючая смесь, приходится довольно долго прогревать мотор на повышенных оборотах. Особенно заметно увеличивается время прогрева при температуре воздуха +15°С и ниже.
Чтобы избавить выпускной коллектор от переохлаждения, советуем обмотать его по всей длине лентой стеклоткани в четыре слоя, закрепив ее поверху медной проволокой. С утепленным коллектором двигатель хорошо и устойчиво работает на малых оборотах.
Дефлектор
Для более интенсивного охлаждения двигателя в летнее время на «Запорожце» можно установить на верхний багажник дефлектор. Это металлический лист шириной около 400 мм, направляющий встречный поток на решетку воздухозаборника.
Измените вентиляцию картера
Когда пробег «Запорожца» приближается к 100 тысячам километров, у двигателя через систему вентиляции картера начинает проходить большое количество газов. Вместе с ними в корпус воздушного фильтра и далее в цилиндры попадает так много масла, что двигатель расходует его литрами.
Все это прекратится, если переделать систему вентиляции. Для этого надо изготовить жестяную емкость и установить ее на место патрубка для заливки масла. Фланец для крепления емкости сделать по месту, сохранив размеры фланца на патрубке. Так же надо поступить с отверстием для пробки и отводящим патрубком, к которому крепят трубку отсоса картерных газов. Штатный патрубок заглушить пробкой.
При помощи шпилек
В «Запорожце» после вскрытия и очистки центрифуги приходится долго возиться с установкой крышки. Чтобы упростить эту работу, используйте две направляющие шпильки М6х55 (60) с прослабленной резьбой. До снятия крышки следует совместить метку ВМТ с выступом на маслоочистителе. Выворачивайте два болта — один напротив метки, другой — смещенный. В освободившиеся отверстия ввернуть шпильки, а затем отвернуть оставшиеся болты и снять крышку. При установке надеть ее на шпильки, ввернуть болты в свободные отверстия, а затем, вывернув шпильки,— ввернуть два оставшихся болта. Таким образом, искать и совмещать отверстия не требуется.
Воздухозаборник
Для лучшего охлаждения летом двигателя в «Запорожце» ЗАЗ-968М, можно установить воздухозаборник на щели в крышке моторного отсека, как показано на рис. Изготовить его несложно из листовой стали толщиной около 2 мм.
Журнал «САМ» №8, 1998 год