У тех, чей участок расположен на высоком сухом месте, затруднений не будет. А я хочу поделиться опытом с такими же, как я, счастливчиками, чьи шесть соток оказались на болотистой почве.
Перебрав варианты, я пришел к мысли, что для таких экстремальных условий лучше всего подходит сварной металлический погреб, так называемый кессон. Несколько лет эксплуатации подтвердили правильность такого выбора. Если вы приобрели или изготовили сами погреб подходящего размера, воспользуйтесь, чтобы не изобретать велосипед, моим опытом его установки.
Разметку котлована я выполнил с таким расчетом, чтобы между стенками погреба и котлована остался зазор в полметра по всему периметру. Чтобы стенки котлована не осыпались, я постарался сохранить дерн. Разрезал его крест-накрест и развернул, как почтовый конверт.
Когда рыл котлован, больше всего хлопот доставляла «верховодка». Так называют воду, которой пропитан верхний торфяной слой. Глина, подстилающая торф, не позволяет этой воде уйти вниз.
Когда я удалил верхний слой, добрался до глины, котлован стало заливать. Попытка пробурить глиняный слой до песка ничего не дала. Теперь вода стала поступать еще и снизу, из глубины. А выход из ситуации оказался довольно простым: в центре котлована я выкапывал ямку глубиной на штык-полтора, получался своего рода водосборник, и так до тех пор, пока не выкопал котлован достаточной глубины.
Дно котлована я засыпал песком, устроив подушку толщиной в 10 см, а стенки и днище кессона обмазал гудроном.
В котлован с двух сторон были вертикально опущены бревна вровень с поверхностью земли. Они служили и направляющими и ограничителями, благодаря чему удалось опустить погреб точно по центру котлована. Опускали погреб вручную с помощью лебедки, закрепленной за предусмотрительно оставленный пень. Один человек постоянно ослаблял трос, остальные вагами направляли короб, удерживали от раскачки.
Опустили кессон, вздохнуть бы с облегчением, но нет, это только полдела, если не меньше. Короб погреба — поплавок, причем из-за своих габаритов имеет огромную грузоподъемность. Если в котлован будет поступать вода, он всплывет, и никакими силами его не удержишь. Поэтому я занялся устройством гидрозатвора. Зазор между стенками котлована и погреба заполнял глиной с послойным трамбованием. Здесь важно соблюсти одно условие: гидрозатвор устраивается ниже глубины промерзания — для Подмосковья это около 1,5 м. Дело в том, что болотистую глину при замерзании «пучит», иначе говоря, она расширяется и может сдвинуть, а то и просто раздавить погреб. Поэтому от поверхности земли до глубины промерзания зазор надо засыпать песком.
Однако, как бы тщательно ни был устроен глиняный гидрозатвор, полной гарантии от поступления верховодки под днище погреба он не дает. Опасность всплытия, и немалая, остается. Чтобы ее исключить, я использовал принцип подводной лодки: там в балластные емкости набирается вода, вытесняется воздух, и лодка приобретает отрицательную плавучесть.
В днище моего кессона было проделано отверстие с вваренным в него патрубком ∅3/4". Я предусмотрительно не заглушил его, оставил открытым. После первого хорошего дождя воды в погребе было на полметра. Я ее вычерпал, но патрубок глушить не стал. После второго дождя воды набралось всего-то сантиметров на десять, а после третьего мой погреб остался сухим. Верховодка сама заполнила жидкой глиной все трещинки, «засосала» погреб и полностью изолировала его от самой себя. Теперь патрубок можно заглушить, хотя для полной гарантии я рекомендовал бы в первый год эксплуатации этого не делать.
А теперь вернемся к прямому назначению кессона — к погребу. У меня входной лаз высотой 50 см, чуть выше вентиляционной трубы. На всю эту высоту я засыпал погреб торфом, который обладает хорошими теплоизоляционными свойствами. Опыт пятилетней эксплуатации показал, что такого слоя недостаточно — в сильные морозы верхушка погреба промерзает. Советую сделать и лаз, и вентиляционные трубы выше сантиметров на 20—30.
Отмечу, кстати, что летом, до середины июля, температура в погребе держится в пределах 4—7°С, и погреб вполне можно использовать как холодильник.
Журнал «САМ» №6, 1995 год