Оригинальную велотележку (рис. 1) создали москвичи П. и Б. Морозовы. Она состоит из задней части двухколесного велосипеда для взрослых и присоединенной к ней спереди тележки с кузовом — вместо демонтированных руля и переднего колеса велосипеда. Кузов установлен на два велосипедных колеса. Перемещать это транспортное средство может даже тот, кто не умеет ездить на обычном велосипеде. У тележки три точки опоры, и поэтому она очень устойчива. Несложно и управлять ею: высокий П-образный руль скреплен с рамой тележки, а та насажена на поворотный кронштейн, имеющий два жестких ограничителя поворота. Для остановки велотележки, как и у всех двухколесных велосипедов, достаточно затормозить обратным движением педалей.
Чтобы можно было сбросить груз с тележки без особых усилий, рационализатор В. Томашевский из Саратова в поперечинах рамы своего транспортного средства (рис. 2) вырезал 5—6 полукруглых гнезд-выемок. В них установил ролики, вмонтированные в специальную платформу. Во время перевозки последняя, поддерживая груз, лежит на раме тележки. Но стоит на месте разгрузки слегка приподнять один край платформы, как ролики под действием груза начинают вращаться, и кладь съезжает на землю.
По-другому решил ту же задачу (рис. 3) ленинградец И. Павлов. П-образный стальной уголок он согнул под прямым углом, примерно на одной четверти его длины, если считать от перемычки. Получившаяся рамка треугольными кронштейнами установлена на ось с двумя колесиками от детской коляски. Ближе к рукояткам умелец присоединил поворачивающийся вокруг оси металлический двузубец с приваренным посредине его перекладины штырем. Груз на этой тележке возят в мешке. При его наполнении раму устройства поднимают вертикально (ставят на ее изогнутую часть), горловину мешка протаскивают через кольцо, установленное на металлическом двузубце, и закрепляют на нем зажимами (А). Завершив погрузку, мешок завязывают, с его горловины снимают зажимы и металлический двузубец поворачивают — тогда при разгрузке тележка устойчиво опирается на три точки: на два колеса и штырь (Б).
Москвич Н. Ковалевский сконструировал тележку, которую легко превратить в сани (рис. 4). Концы двух перекладин от детской коляски он загнул вверх по радиусу 20 мм, отведя их за вертикаль на 15°, а среднюю часть длиной 60 см оставил горизонтальной. Вышли отменные санные полозья. Противоположные концы каждого из них он соединил стальными полосами, а последние стянул между собой тремя поперечными стержнями. Образовалась лежащая на полозьях прочная рама. В ее боковинах, отступив на 15 см, справа и слева он просверлил четыре сквозных отверстия; сквозь них пропустил стержни — оси будущих колес. Сами колеса закрепил шайбами и шплинтами, и получилось универсальное транспортное средство. Надо использовать его зимой — рационализатор кладет груз (рюкзак, корзину, даже доски длиной до 3 м) между колесами. Летом он просто переворачивает тележку и, положив груз между полозьями, катит ее по дороге.
Еще одно универсальное транспортное средство (рис. 5) смастерил житель Иссык-Кульской области Н. Семенов. Два уголка размером 25x25 мм и длиной по 80 см на расстоянии 50 см от края он изогнул в виде санных полозьев и эти изогнутые части соединил между собой двумя металлическими поперечинами так, чтобы верхнюю из них можно было использовать в качестве ручки. Потом в вертикальной части каждого полоза просверлил по два отверстия диаметром 6 мм для установки П-образных опорных скоб — на них укладывают тарный ящик или иную емкость. Для того, чтобы превратить эти грузовые санки в тележку, к вертикальным ножкам скоб болтами М6 достаточно присоединить кронштейны с цапфами и с их помощью установить колеса от детской коляски.
Грузы по участку можно транспортировать и по воздуху. Для создания такой системы (рис. 6) около ворот и на противоположной им стороне участка вкапывают по столбу. На них на высоте от 1,5 до 2 м от земли закрепляют стальной трос диаметром от 6 до 8 мм. Затем делают каретку для перевозки грузов. Колесами служат два желобчатых ролика диаметром 10 мм. Вращаются они на двух болтах 12X50, закрепленных стальными полосами и контргайками. Посредине полос перпендикулярно в качестве распорок ставят два отрезка трубы малого диаметра. С наружной их стороны в вертикальной плоскости болтами и контргайками присоединяют еще две стальные полосы размером 250X30 мм. Через их нижние отверстия пропускают стальной стержень диаметром 12 мм, закрепленный кольцами. На эту круглую перекладину можно подвесить любую емкость, вмещающую до 50 кг, и стоит каретку слегка подтолкнуть, как она плавно переместится к нужному месту.
Журнал «САМ» №6, 1995 год