Родом Плотников из глухого сибирского села, откуда до ближайшего райцентра было верст триста, а об областном городе вспоминали разве что по большим праздникам. Корни его фамилии — от династии корабельных плотников, традиционно уходивших на заработки к морю.
...Уже студентом авиационного института он почувствовал себя конструктором. На первом курсе подал первую заявку на изобретение, а на защите диплома его тему, которую он выбрал, прямо в зале объявили закрытой. Через несколько лет узнал, что аналогичными проблемами параллельно занимались американцы, работавшие над созданием летательного аппарата, стартующего с подводной лодки.
Профессия наложила свой отпечаток на его характер — любую вещь он видит глазами конструктора, сразу обращая внимание на просчет разработчика или отмечая интересное решение. Да и к любой проблеме, которая возникает в его жизни, он относится как инженер.
Получив садовый участок, он сразу обозначил задачу: минимальными средствами обеспечить относительно комфортное проживание за городом. В результате построил миниатюрный домик, где все было устроено по принципу вагонного купе — откидывающиеся столик, сиденья и кровати.
Используя тот первый опыт, он разработает потом комплект конструкторской документации для изготовления складного домика, который в сложенном состоянии представляет собой пакет размером 2х2х0,6 м, а в развернутом — строение, рассчитанное на проживание двух человек, со столом, рундуком для инструмента, двумя сиденьями, двумя спальными местами и даже встроенным туалетом.
Задумав построить небольшой домик с погребом для хранения продуктов, он столкнулся с проблемой, типичной для многих дачных участков, — высоким уровнем грунтовых вод. Один из его соседей по садовому товариществу построил сухим летом дом с погребом глубиной в три метра и размерами 3X3 м, а весной следующего года, открыв крышку люка, обнаружил двадцать семь тонн ледяной воды, которую откачать было невозможно — она прибывала снова. Как огромный аккумулятор холода погреб делал проживание в сыром и холодном доме невозможным. Тогда все дачники-соседи, еще мечтавшие о погребе, отказались от этой мысли. Только не Плотников.
Можно было сварить цельнометаллический кессон, но это удовольствие обходилось дорого, да и решение слишком уж прямолинейное. Александр Иванович решил задачу и проще, и дешевле. Наметив контуры траншеи для фундамента будущего дома, он снял внутри весь плодородный слой и переместил его наружу, образовав таким образом небольшой котлован. Разметил погребок два на два метра, землю откуда он вынимал и оставлял рядом. За счет вынутого грунта образовалось возвышение, внутри которого и находилось само хранилище, поднявшееся таким образом над уровнем грунтовой воды.
Александр Иванович кирпичную стенку погреба оштукатурил только снаружи, промазав затем горячим битумом и проклеив рубероидом. Получилась герметичная конструкция.
Дальнейшее строительство домика напоминало работу по изготовлению салона самолета. На предварительное обдумывание проекта ушло больше года, а само возведение дачи заняло несколько дней.
Дом, имея довольно неказистый внешний вид, на поверку оказался хорошо продуманным строением: несимметричная крыша крутым скатом обращена в сторону, откуда преимущественно дует ветер, крыльцо спрятано под крышу внутрь дома, а стены образуют как бы термос, который ночью хранит накопленное днем тепло, а днем создает прохладу в комнатах. Уходя с дачи, хозяева поднимают... крыльцо, закрывая им вход в дом как дополнительным ставнем — и защита двойная, и крыльцо не мокнет в непогоду. А люк в погреб для тех, кто не знаком с его конструкцией — вообще «кубик Рубика». Однажды воры, забравшиеся на дачу, все ручки у люка поотрывали — в голову не пришло просто сдвинуть крышку внутрь погреба: разворачиваясь, он превращается в лестницу.
Александр Иванович до сих пор не пользуется централизованным электроснабжением и не собирается этого делать. Лет пятнадцать назад установил он на крыше гаража ветрячок. Тот крутится практически непрерывно, подпитывая автомобильный аккумулятор и попутно распугивая пернатых огородных «хищников». А на случай безветрия или поломки ветряка обеспечил подключение дачной электросистемы к аккумулятору автомобиля. Подъехал к воротам, вытащил из рядом стоящего столба шнур с вилкой и воткнул в розетку в автомобиле.
Отдельный разговор об одном из увлечений Плотникова: его тепличном хозяйстве. В разное время он построил три теплицы, принципиально отличающихся друг от друга.
Самый первый вариант предполагал изготовление как маленького парника, так и большой теплицы в зависимости от имеющихся материалов и фантазии — узловые элементы из отрезков шланга позволяли наращивать постройку в разных направлениях. В результате экспериментов возникали легкие ажурные конструкции, полностью отвечающие «тепличным» требованиям и выгодно отличающиеся своим внешним видом от парников, собранных из случайно набранных реек, фанерок и прочего подручного материала.
В другом варианте теплица была стеклянной, причем технология ее постройки позволяла использовать обрезки стекла. Все осколки нужно было только подровнять таким образом, чтобы у них оказался одинаковым один размер — ширина. А затем он задвигал их с нахлестом в стандартные каркасики с пазами.
Сейчас на участке у Александра Ивановича стоит основательное прозрачное сооружение площадью около 100 квадратных метров — арочная конструкция, рассчитанная таким образом, чтобы ее собирать в одиночку. Размеры подобраны так, что можно работать внутри, используя стандартную садовую тележку.
В этой постройке заложена целая идеология тепличного хозяйства. Большой размер теплицы предохраняет ее от перегрева, обеспечивает ровное поле температур по всей площади, а «земляной аккумулятор» позволяет выращивать дыни и арбузы,которые вызревают к началу сентября.
Мотоблок, который Александр Иванович сделал на базе мопеда, успешно работает вот уже несколько лет. Причем подход к конструкции все тот же: изделие должно быть многофункциональным, удобным и простым в изготовлении.
В каждом узле его модели чувствуется рука профессионала: руль — в форме кольца, защищающего рычаги управления от случайного повреждения при падении; размер и форма плуга и грунтозацепа подобраны для работы с двигателем определенной мощности. Нет в мотоблоке ни одной детали, параметры которой были бы случайными.
Даже ручной инструмент для обработки огорода — лопату, мотыжку — он и то сделал собственной конструкции. Легкие, прочные и надежные, они позволяют ему работать на грядках раза в три быстрее, чем обычными орудиями.
Интересную идею он предложил руководству завода: наладить производство мопедов, но не только как транспортных средств, а как универсальных орудий труда. Скажем, загружает дачник в тележку распашник или окучник, садится на мопед и отправляется к себе на дачу. Приехал, снял колеса, поставил звездочку с цепной передачей — и готов мотоблок. Закончил работы, почистил механизм, собрал снова мопед и поехал.
Если вдуматься, те многочисленные варианты мотоблоков, которые есть сейчас в продаже, не окупают затраченных денег, поскольку в течение года находятся в работе максимум неделю. Другое дело — универсальный мопед! Плотников готов предоставить комплект рабочей документации любому заводу, заинтересованному в производстве такого рода изделий.
На участке везде чувствуется рука и сметка хозяина. Бочка, куда стекает вода с пологого ската крыши, снабжена автоматическим устройством для полива, где в качестве регулирующего элемента использована веревочка, которая при пересыхании открывает доступ воде, а при намокании — перекрывает ее.
Ворота в гараж устроены аналогично тем, что были в средневековых замках, где мост опускался на противоположную сторону защитного рва. Ров у Александра Ивановича — обыкновенный кювет, исправно выполняющий защитные функции, а сами ворота при отключенной системе противовесов могут и прихлопнуть непрошенного гостя. Сам же хозяин открывает ворота одной рукой.
Кстати, гараж у Плотникова построен из штакетника — материала, который пришелся ко двору. Купил недорого однажды машину штакетника, и хватило его на обустройство всего участка: и заборчик сделал, и дом обшил изнутри, и гараж поставил. Способ, который использовал Плотников, изготавливая для гаража кровлю из шифера, — особая гордость Александра Ивановича, поскольку сам строителем не является и опыта в этом деле не имеет. Поломал немного голову и придумал технологию, по которой он один всю крышу за два часа закрепил, причем ровненько по струнке, линия в линию!
Еще одно увлечение Александра Ивановича, которое, вероятно, передалось ему по наследству — конструирование малых судов. Яркое подтверждение тому — самодельный швертбот. Причем, это не первое его судно. Александр Иванович рассказал о том, как он соорудил сборную лодку, которую можно упаковать в хозяйственную сумку — весит она всего шесть килограммов. В ней нет ни одного болтового соединения, шурупа или гвоздя. На собранный каркас надеваете с помощью крючков непромокаемую ткань, затягиваете трос, и лодка принимает форму индейской пироги...
...Можно очень долго рассказывать об этом увлеченном человеке. В его характере — постоянная нацеленность на успех. Не все удивительные конструкции Плотникова мы здесь упомянули. Предоставим слово самому мастеру. На страницах нашего журнала Александр Иванович знакомит читателя со своими поделками.
Журнал «САМ» №2, 1997 год