Принцип модульности в применении к рюкзаку означает возможность менять его «архитектуру»: снимать некоторые из частей, дополнять вспомогательными, а также использовать часть емкостей самостоятельно, например на радиальных и разведывательных выходах, в дороге, на подъездах. Вот они, составные части такого вместилища туристского припаса: сам «мешок» с тубусом, «надстройка» сверху — клапан, два боковых кармана, два «банана» на грузовом поясе.
Объем самого мешка — основной «емкости» — около 56 дм3, что позволяет укладывать в него 25—30 кг груза; тубус имеет 25 дм3 — еще 10—12 кг, верхний клапан 15 дм3 — 5—7 кг, боковые карманы по 10 дм3 — еще 8—10 кг. Получается, что такой рюкзак может вместить до 60 кг различных предметов, необходимых на маршруте. Это, пожалуй, максимальный вес для спортивных походов даже высших категорий трудности, и в основном такими нагруженными емкости бывают только при перевозке к месту старта и на выходе. Из-за большого груза особое внимание должно уделяться заплечным ремням-лямкам: они делаются значительно шире обычных, но жестче (за счет многослойности). Внизу они крепятся к замкам-полукольцам, пришитым на ремешках на 100 мм выше дна рюкзака. Сделан и грузовой пояс, коврик- «спинка» из пенопласта толщиной 15—20 мм, поставленный у задней стенки мешка: он выполняет роль сплошного станка и, кроме того, хорошо формирует укладку, позволяя располагать здесь наиболее весомые и твердые вещи. Все это дает возможность более равномерно распределить нагрузку на плечи, перенести ее частично на бедра, фиксируя положение нижней части конструкции, разгрузить позвоночник, что значительно уменьшает утомление на длительных переходах. Более того, такой рюкзак дает возможность максимально перенести центр тяжести груза в оптимальное положение — приблизить к спине туриста.
Спереди мешка поставлены две пары колец; к ним с помощью резиновых амортизаторов с крючками, например, от эспандеров, можно крепить вещи, которые должны в пути находиться, как говорится, под рукой: штормовка, накидка, накомарник и т. п. В «бананы» на грузовом поясе укладываются обычно фотопринадлежности, пленки, аппараты, объективы или ремонтные наборы. А чтобы рюкзак удобнее было приподнять, переставить с места на место, погрузить в машину, в верхней части боковин пришиваются ручки из сложенной вдвое тесьмы.
Существуют различные способы регулировки объема рюкзака. Например, очень распространена боковая шнуровка. Однако пользование ею приводит к непомерному росту диаметра емкости и отводит центр тяжести груза назад от оптимального положения, то есть увеличивает опрокидывающий момент. Как парадокс: больший вес приходится нести при худшем его распределении. Шнуровка, к тому же, мешает пробираться через кустарники, прибрежные заросли. Рюкзак большого диаметра обычно застревает между деревьями, в узких проходах. Эти соображения привели к постановке тубуса и верхнего клапана.
Клапан снабжен застежкой «молния», поэтому сюда укладываются вещи, наиболее необходимые на данной части маршрута. Поскольку крепление к рюкзаку позволяет ему несколько перемещаться по затяжным ремням, то существует возможность регулировки положения клапана. Клапан съемный, и его часто применяют в качестве хозяйственной сумки в дороге. Боковые карманы также съемные. Их тоже можно использовать отдельно — в качестве малых рюкзаков для разведывательных и радиальных выходов. К мешку они пришнуровываются с помощью ремней и лент, нашитых на боковинах.
Современные рюкзаки шьются, как правило, из синтетических тканей, высокопрочных и легких. В отличие, скажем, от обычного брезента они не обмерзают и не дубеют на морозе, не набухают, намокнув, и быстро просыхают после дождя. Лучше всего для мешка и клапана применять капроновый авизент или несколько менее плотный технический капрон. Более тонкие ткани здесь ставить не рекомендуется, так как они сильно вытягиваются и не держат форму. Однако из них с успехом шьют боковые карманы, тубус, «бананы»-пояса. Можно и комбинировать: например, сделать дно мешка из капронового корда или прорезиненной ткани.
На заплечные н затяжные ремни, грузовой пояс идет капроновый лентошнур. В качестве фиксирующих пряжек используют металлические полукольца. Застежки «молния» надо выбирать пластмассовые, с крупными зубчиками.
Раскрой авизента (как и других синтетических тканей) удобно вести с помощью паяльника, жало которого заточено лодочкой», на листе фанеры по металлическому угольнику или линейке. Заодно сплавляются и кромки ткани.
А теперь о «сборке» рюкзака. Ее рациональнее вести в таком порядке: на боковины мешка пришить ручки и ленты под ремни для закрепления карманов, к дну — пряжки и ленты, вшить спереди петлю. Затем соединить спинку, боковины, перед и дно, закрепить затяжные ремни. Далее пришить полоску материала для поддержки грузового пояса (70х240 мм), лямки, проложив по ним для усиления еще один слой ткани (70x400 мм), и, наконец, боковины мешка к дну. Заделав все швы мешка, пришейте тубус и присоедините остальные части рюкзака.
Журнал «САМ» №2, 1994 год