И все-таки, любой ребенок, начиная примерно с двухлетнего возраста, может пользоваться «взрослыми удобствами», а не горшком. Причем самостоятельно, без посторонней помощи. Поможет ребенку в этом простое приспособление (рис. 1): сиденье с небольшой лесенкой с одной единственной ступенькой. Пользуясь лесенкой, даже двухлетний малыш легко, без посторонней помощи, взбирается на сиденье. Высота ступеньки примерно 230...240 мм от пола. Она выбрана такой, чтобы ноги ребенка, когда он сидит, не болтались в воздухе, а опирались на ступеньку. Это позволит ему самостоятельно вставать, садиться и поддерживать равновесие. Помочь в этом могут небольшие поручни, которыми заканчиваются стойки лесенки. Впрочем, для ребенка старше 3,5...4 лет поручни уже ив обязательны.
Лесенка с сиденьем имеет шарнирное соединение: осью поворота служат два шурупа 5x50 мм. Поэтому вся конструкция складывается и в сложенном виде имеет толщину около 100 мм. Хранить ее можно, повесив на стену на небольшой, доступной для ребенка высоте.
Чертежи отдельных деталей приведены на рис. 2, б, а конструкция и порядок сборки на рис. 2, а. Все детали изготовлены из многослойной фанеры толщиной 10 мм. Стойки лесенки сделаны из двух слоев 10-ти миллиметровой фанеры, склеенных клеем ПВА. Соединяются все детали шурупами 3x16 мм и клеем ПВА.
Особое внимание следует уделить отделке, поскольку пользоваться сиденьем будет меленький ребенок, и прослужить оно должно не менее 5...6 лет. Углы и кромки надо скруглить напильником, а поверхность очень тщательно обработать наждачной бумагой. Так как в туалетной комнате всегда достаточно высокая влажность, в сиденье, кроме того, нужно регулярно мыть теплой водой с мылом, окраску готового изделия следует выполнить очень тщательно.
Сначала все поверхности грунтуются мебельным нитролаком НЦ-218, НЦ-222 или Н1Д-228. Лак для грунтующего слоя разбавляют на одну треть растворителем для нитроэмалей Р-646 или Р-647. Этот первый слой разбавленного лака должен равномерно и как можно глубже впитаться в верхние слои древесины, обеспечив надежную защиту от влаги. После сушки грунтующего слоя лака (не менее 8... 10 часов для полного удаления растворителя) все поверхности нужно тщательно обработать наждачной бумагой, чтобы удалить поднявшиеся ворсинки, а затем покрыть в два слоя лаком для паркета, соблюдая инструкцию, имеющуюся на этикетке каждой банки.
Если нет паркетного лаке, то можно использовать упомянутый выше нитролак НЦ, но для эффективной защиты от влаги придется нанести не менее 3...5 слоев, так же соблюдая инструкцию.
Устанавливается это несложное устройство также очень просто и ребенок вполне справляется с этой задачей без посторонней помощи: сиденье необходимо положить на унитаз сверху и сдвинуть до упора ограничителей 4 в переднюю кромку. Лесенка при этом свободно под собственным весом опускается и занимает слегка наклонное положение под углом 70...800 к полу. Никаких дополнительных креплений не требуется.
Не рис. 3 показано, как правильно выбрать положение оси поворота и угла наклона лесенки, чтобы обеспечить устойчивость всей конструкции. Ось поворота 0 должна быть смещена вправо от упора А (деталь 4 на рис. 2, а, б) как минимум на 20 мм. Тогда ребенок, вставая на ступеньку, своим весом будет автоматически прижимать сиденье и к упору А и к горизонтальной плоскости верхней кромки унитаза. Угол наклона лесенки необходимо выбрать таким, чтобы центр ступеньки оказался правее опорной пятки стоек не менее, чем на 5 мм. Скорректировать его можно, уточнив по месту длину стоек 8.
Научить малыша пользоваться сиденьем не составляет большого труда. Надо только помнить, что ребенок входит во взрослую жизнь играя, поэтому никакой излишней настойчивости и «строгих» интонаций. Пусть, для начала, сиденье будет для него просто новой игрушкой, а мотивы игры — «как взрослый» и «я сам». Подыграйте ему и, если вам удастся заинтересовать ребенка этой игрой, то вы навсегда избавите и себя и ребенка от проблемы мокрых штанишек.
Журнал «САМ» №4, 1995 год