Устройство изображено на рисунке. Оно состоит из радиатора (годится радиатор от легкового автомобиля даже с частично забитыми трубками или радиатор от промышленных холодильных установок, используемых в магазинах и на базах), автомобильного водяного насоса (помпы) с вентилятором и патрубками и электродвигателя, обеспечивающего не менее 1500 об/мин мощностью 0,5...0,8 кВт с магнитным пускателем.
Из стального уголка я сварил раму. Чтобы обогреватель было легче передвигать, поставил ее на колеса. На раме закрепил радиатор, водяной насос, двигатель и пускатель. В нижний бачок радиатора установил три ТЭНа мощностью по 1 кВТ на напряжение 220 В. Удобным оказался тройной ТЭН, имеющий общий резьбовой хвостовик. Для его крепления в нижнем бачке радиатора вырубил отверстие и припаял к его кромке кольцо с резьбой под хвостовик ТЭНа. Возможно применение ТЭНов и с другим креплением.
Производительность обогревателя можно регулировать, прикрывая жалюзи радиатора (если их нет, то придется сделать шторку) или, изменяя количество включенных в сеть ТЭНов.
Обогреватель наиболее эффективен, когда температура жидкости в нем поддерживается около 80°С. Этот режим я установил при настройке, подобрав диаметры шкивов. А чтобы компенсировать расширение жидкости при нагреве, я поставил автомобильный расширительный бачок.
В обогреватель залито трансформаторное масло. Оно не замерзает, быстро нагревается и медленнее, чем вода, остывает. Можно использовать и автомобильный "Тосол А-40".
Вращение от электродвигателя к помпе передается клиновым автомобильным ремнем. Натяжение ремня я регулирую, передвигая помпу в пазах под болтами крепления к раме.
Если включить электродвигатель через камерный датчик температуры ДТКБ или ему подобный, обогреватель станет поддерживать заданную температуру. В этом случае его можно применить и для обогрева теплицы.
Журнал «САМ» №11, 1997 год