При охране автомобиля устройство работает с двумя типами внешних датчиков: а — для дверей (датчик дверей или датчик механических колебаний) — включает звуковой сигнал с задержкой 6 сек., б — для закрытого капота и багажника — включают звуковой сигнал мгновенно. Владелец автосторожа при срабатывании сигнализации по звуку может легко определить группу датчиков, сработавших во время охраны.
Электросхема автосторожа обеспечивает после включения охраны задержку 12±2 сек. для выхода из автомобиля и 6±1 сек. для входа в автомобиль для отключения сигнализации до срабатывания звукового сигнала.
Схема подключения автосторожа (см. рис. 1) обеспечивает блокировку системы зажигания на все время охраны и не зависит от срабатывания датчиков.
В охранном устройстве предусмотрена светодиодная индикация режима срабатывания сигнализации, что удобно при установке и эксплуатации автосторожа, так как эта светодиодная индикация служит индикатором нормальной работы всей системы.
Электропитание электронного сторожа — от аккумуляторов автомобиля, но в случае аварийной ситуации (при отключении) схема автоматически переключается на встроенный резервный источник питания. При этом потребляемый ток в режиме оз раны не будет превышать 0,5 мА.
При охране квартиры или гаража — электропитание устройства от встроенного источника, которым служат шесть элементов А316 или аккумуляторы НКГЦ-0,45. Потребляемый ток в режиме питания не превышает 0,5 мА. Элементы питания обеспечат работу электронного сторожа в режиме охраны в течение года.
Работает устройство с двумя линиями от датчиков: а — датчик двери — включает звуковой сигнал с задержкой 6 сек., б — датчик закрытого окна или вторых дверей — включает звуковой сигнал с мгновенно.
Схема включения электронного сторожа после включения режима охраны обеспечивает задержку на 12 сек. для выхода из квартиры и на 6 сек. при входе в квартиру для отключения сигнализации до срабатывания звукового сигнала. В устройстве квартирного сторожа, как и в устройстве автосторожа имеется светодиодная индикация, служащая показателем нормальной работы всей схемы.
Электрическая схема авто- и квартирного сторожа собрана на четырех микросхемах КМОП серии, что обеспечивает малое потребление тока. Она состоит из триггера на элементах D1.1...D1.3, генератора на частоту 500 Гц — D2.2 и D2.3, счетчика тактовой частоты D3 и схемы селекции временных интервалов на микросхеме D4.
Транзисторы VT1 и VT2 позволяют усилить ток в нагрузке. Ею служит внутренний источник сигнала — динамик ЗГДШ-14-4, и может подключаться и внешний источник сигнала — гудок автомобиля.
Применяемые резисторы и конденсаторы могут быть любого типа. Все элементы схемы, кроме светодиода VD1 и динамика, размещены на печатной плате размером 110X45 мм. Транзистор VT1 крепится к теплорассеивающей пластине (радиатору).
При правильной сборке и исправных деталях схема электронного сторожа не требует настройки.
Габариты всего устройства — 140X120X60 мм.
Особенности конструкции — отсутствие электролитических конденсаторов, что позволило повысить ее надежность и расширить рабочий диапазон температур для устройства.
Журнал «САМ» №1, 1994 год