Особенностью электросети автомобиля при работающем двигателе является наличие импульсных помех в виде выбросов положительной и отрицательной полярности амплитудой до 160 В (спадающих через 1 мсек.). В цепи питания появляются также импульсы положительной полярности с амплитудой до 90 В и спадающие через 0,4 сек. Все эти перегрузки устраняет и обеспечивает на выходе стабилизированное напряжение 9 В (ток нагрузки может быть до 0,8 А) блок питания (рис. 1).
На входе блока питания стоят защитные диоды VD1 и VD2, а также фильтр из L1 и С1...СЗ, который значительно ослабляет помехи. Если вы уверены, что не потребуется включать питание радиоаппаратуры во время движения автомобиля, то катушку L1 можно не устанавливать. Для стабилизации выходного напряжения используется широко распространенная микросхема КР142ЕН8А, Г или 142ЕН8 А, Г, которая крепится к теплорассеивающей пластине. Устройство имеет внутреннюю защиту от перегрузки по току, которая срабатывает при превышении 1А.
Для изготовления катушки фильтра необходимо взять ферритовые броневые чашки типоразмера Б30 (рис. 2) из феррита марки 2000НМ1 (1500НМ1) и на внутреннем диэлектрическом каркасе намотать катушку провода ПЭЛ-0,43 до полного его заполнения. Между чашками нужно сделать зазор около 0,1...0,2 мм (внутри), что исключит намагничивание магнитопровода постоянно протекающим током катушки.
В схеме применены конденсаторы С1 типа К73-9, С2...С4 — типа К50-35.
В качестве предохранителя F1 можно использовать перемычку из провода ∅0,04...0,07 мм.
Подключаться блок питания к бортовой сети может через гнездо прикуривателя или специальный разъем.
Прибор будет выглядеть, как показано на рисунке 3. Общие габариты его не превышают 70X60X40 мм.
Журнал «САМ» №1, 1995 год