Мы расскажем о ремонте пылесосов прямоточной конструкции на примере наиболее типичного представителя, а именно — модели «Чайка-10».
Все неисправности можно подразделить на три вида. Ваш пылесос может не работать из-за:
- 1) неисправности элементов электрической схемы и их соединений между собой;
- 2) механических повреждений внутренних деталей пылесоса;
- 3) нарушений аэродинамики пылесоса.
Механические неисправности, проявляющиеся в нехарактерном звуке, сопровождающем работу пылесоса, в заклинивании выключателя, в невы-пуске шнура, несрабатывании указателя заполнения пылесборника, легко выявляются при осмотре частей разобранного пылесоса.
Для определения неисправностей в аэродинамической системе пылесоса, проявляющихся в заметном снижении всасывающей способности при нормальной работе электродвигателя, необходимо последовательно проверить воздухо про водим ость гибкого шланга, удлиняющих труб и насадок, входного клапана, состояние амортизатора, прокладок, пылесборника.
Пылесос легко разбирается на составные части: агрегат, узлы, которые можно либо восстановить, либо заменить. Поагрегатная замена требует минимума инструментов и времени, но связана с необходимостью приобретения агрегата и узлов, запасных частей.
Восстановление агрегата, узлов требует большего числа инструментов, определенных навыков, но связано с меньшими затратами денежных средств и зачастую является единственно возможным способом ремонта.
При ремонте своего пылесоса стремитесь к тому, чтобы объем разборки был минимальным и ограничивался извлечением неисправного элемента.
Чтобы безошибочно собрать аппарат, нанесите на рядом расположенные части метки мягким карандашом или тушью, приклейте к проводам бумажные бирки с маркировкой. После ремонта бирки нужно удалить. Если вы не надеетесь на свою зрительную память, зарисуйте в процессе разборки расположение узлов и деталей на листе бумаги.
А теперь рассмотрим наиболее часто встречающиеся неисправности пылесоса и способы их устранения.
Неисправность 1
При включении пылесоса он не работает или работает с перебоями
Причина 1. Нарушение контакта в вилке соединительного шнура
Способ устранения. Неисправную вилку отделите от соединительного шнура ножом или бокорезами. Удалите оболочку 1 (рис. 1) шнура на 28—30 мм, оголите жилы 3 от изоляции 2 на 14—16 мм и зачистите их. Затем согните каждую жилу с помощью круглогубцев в кольцо с внутренним диаметром 3,2—3,5 мм. Закрепите это кольцо, навив 2—3 витка вокруг жилы. 06-лудите образованные наконечники. Зафиксируйте шнур на полукорпусе вилки планкой, закрепив ее двумя винтами. Подсоедините жилы к штырям 7 вилки, закрепив наконечники винтами 4, под головки которых подложите пружинные шайбы 5 и круглые шайбы 6 и соберите вилку.
Причина 2. Повреждение токоведущих жил соединительного шнура
Способ устранения. Отверните два крайних винта 3 на задней крышке 1 (рис. 2) и снимите ее. Проверьте исправность шнура пробником, присоединяя его щупы к штырям вилки и контактным кольцам на торце катушки. Убедившись в повреждении жил, выверните центральный винт2 на задней крышке, извлеките из нее катушку 2 (рис. 3) и, вращая ее, смотайте шнур 1. Отделите от катушки узел спиральной пружины 8, размещенной в пружинном барабане 3, отвернув три винта 7 через отверстия в крышке 5. Отпаяйте жилы шнура от лепестков контактных колец и выньте испорченный шнур из окна в задней крышке.
Теперь пропустите новый шнур 5 (рис. 4) в окно задней крышки и присоедините его предварительно подготовленные жилы к лепесткам 2, 4 наружного 3 и внутреннего 7 контактных колец. Уложите первый виток шнура 5 в пазы на ребрах 6 катушки 1. Установите узел спиральной пружины 8 (см. рис. 3) на катушку 2 и прикрепите пружинный барабан 3 винтами 7 через отверстия в крышке 5.
Удерживая катушку узлом пружины книзу и вращая узел по часовой стрелке, намотайте на катушку шнур 1 (см. рис. 3). Затем установите катушку в заднюю крышку так, чтобы ось наделась (см. рис. 3) на выступ с плоским срезом, расположенный на дне задней крышки.
Катушку со шнуром вращайте только в направлении, обозначенном стрелкой на ее щеке. Вращение катушки в другом направлении приведет к поломке спиральной пружины.
Теперь закрепите узел в задней крышке 1 (см. рис. 2) центральным винтом 2. Установите заднюю крышку 1 в корпус 4 и закрепите ее двумя крайними винтами 3.
Проверьте работоспособность механизма уборки шнура, двукратно вытягивая и убирая шнур. Включите пылесос и проверьте его работу.
Причина 3. Подгорели, закорродировали контакты и контактные кольца, потерян электрический контакт в механизме уборки соединительного шнура из-за осадки контактных пружин
Способ устранения. Снимите заднюю крышку 1 (рис. 5), как указано выше. Зачистите подгоревшие контакты 5 на колодке 7, контактные кольца 2 в катушке 3 мелкозернистой наждачной бумагой.
Деформированные или осевшие контактные пружины 6 выправьте на колодке и слегка отогните для обеспечения упругого прижатия их к контактным кольцам. Теперь удалите пыль от зачистки и протрите зачищенные места салфеткой, смоченной в бензине. Соберите и проверьте пылесос, как в предыдущем случае.
Неисправность 2
Пылесос не включается или включается после неоднократных нажатий на клавишу. Нет противодействия нажатию на клавишу.
Причина. Испорчен выключатель
Способ устранения. Снимите заднюю крышку, отверните два диаметрально противоположных винта 8 (фото 1) крепления диафрагмы 7. Обязательно прижимая диафрагму, выверните вторую пару винтов. Немного повернув, аккуратно выньте диафрагму из корпуса 9, не Деформируя при этом контакты на колодке 6. Отведите в сторону колодку, снимите пружину 5 и втулку, если в вашем пылесосе колодка составная. Снимите накладку 2 клавиши 1, отвернув два винта изнутри корпуса 9. Вывернув два винта, головки которых располагаются под накладкой 2, опустите выключатель 3 в корпус, отсоедините от него монтажные провода 4, отвернув прикрепляющие их винты.
В современных пылесосах и импортных моделях применяют пружинные электрические разъемы, которые разъединяются, если с усилием потянуть за контактный наконечник (но не за провод!), закрепленный на конце монтажного провода. Ремонт выключателя производят в большинстве случаев, восстанавливая электрический контакт. Нагар на контактирующих поверхностях удалите зачисткой с последующей полировкой мелкозернистой наждачной бумагой. Продукты зачистки удалите щеткой и протрите поверхности салфеткой, смоченной в бензине. Для восстановления усилия прижатия контактов друг к другу в нормально замкнутом положении немного подогните пружинящие стебли контактов. В выключателе открытого типа это можно сделать без разборки. Выключатель закрытого типа придется разобрать. Если обнаружена осадка пружины, ослабло крепление деталей, то выключатель любого типа нужно разобрать. Неподвижность склепанных деталей восстанавливают расклепыванием, деформированную пружину выправляют.
Собрав выключатель, несколькими нажатиями проверьте срабатывание его механизма, которое должно быть четким и сопровождаться щелчком.
Когда вы отремонтировали старый выключатель или приобрели новый, то смонтируйте его и соберите пылесос в последовательности, обратной разборке. Убедитесь в четкой работе выключателя при подключении пылесоса к сети.
Неисправность 3
Пылесос не работает, потому что не включается, или из-за короткого замыкания в его электросхеме выбиваются пробки на электрощите квартиры.
Причина. Нет контакта или короткое замыкание в элементах электросхемы и их соединениях.
Способ устранения. Снимите заднюю крышку, диафрагму, пружину, отведите в сторону колодку, опустите в корпус выключатель, не отсоединяя от него провода.
После этого снимите решетку 8 (см. рис. 5), выньте фильтр тонкой очистки 9. Отверните три винта и снимите резьбовую втулку 10.
Теперь выдвиньте из корпуса 1 (фото 2) воздуховсасывающий агрегат 2 с колодкой 10, выключателем 7 и электромонтажом.
Внимательно осмотрите все соединения монтажных проводов, сами провода. Проверьте надежность электроконтакта во всех соединениях. Дефектные монтажные провода замените новыми с равным сечением. Обеспечьте надежную изоляцию токоведущих частей между собой и от металлического корпуса 1, от частей воздуховсасывающего агрегата 2.
Отсоединив выводы, проверьте омметром конденсаторы помехоподавляющего устройства. Пробитые конденсаторы замените.
Проверьте также омметром или пробником, нет ли короткого замыкания токоведущих частей воздуховсасывающего агрегата на корпус, для чего подсоедините щупы прибора к одному из выводов агрегата и к его корпусу. Неисправный агрегат замените или отремонтируйте.
Соберите пылесос в обратном порядке.
Неисправность 4
Нестабильная работа пылесоса. Заметное снижение всасывающей и нагнетательной способности его. Быстрый и сильный нагрев корпуса.
Причина. Неисправность щеточного устройства электродвигателя воздуховсасывающего агрегата: выработка ресурса работы электрощеток, сильное загрязнение щеточного устройства, разбухание щетки, защемление щеточных канатиков, ослабление крепления щеткодержателей. Неисправность коллектора электродвигателя: подгар, сильное искрение, нарушение контакта. Неисправность обмоток якоря статора электродвигателя.
Способ устранения. Выдвиньте воздуховсасывающий агрегат 1 (фото 3), как при устранении неисправности 3. Отсоедините выводные концы агрегата от выключателя и от колодки 3, отвернув гайки 8,10 и сняв винт 5. Снимите изолирующий колпак 2, потянув рукой за его дно с отверстиями — до щелчка, снимите втулку 11 с заднего щита воздуховсасывающего агрегата.
Теперь вы можете либо заменить агрегат новым, который поступает в продажу в магазины, торгующие запчастями для бытовых электроприборов, либо отремонтировать неисправный. Если вы заменяете агрегат, то вам остается собрать пылесос в последовательности, обратной последовательности разборки.
Ремонт электродвигателя воздуховсасывающего агрегата в домашних условиях возможен в том случае, если обнаружено нарушение контакта, сильное искрение в щеточно-коллекторном устройстве. Эти явления могут быть вызваны заеданием электрощеток, изношенностью их, осадкой или поломкой пружины, создающей давление на щетку, зажимом или обрывом щеточного канатика, ослаблением крепления щеткодержателя, трещин и поломок его.
Для ремонта разберем щеточное устройство. Пользуясь двумя отвертками, как рычагами, подденьте и снимите колпачки. Если в вашем электродвигателе щетка зафиксирована шплинтом 2 (фото 4), то выпрямите его концы и выдерните шплинт из отверстия в щеткодержателе 3. Аккуратно извлеките из окна щеткодержателя электрощетку с канатиком, надетой на него пружиной и контактной пластиной. Аналогично снимите противоположную щетку.
Прежде всего осмотрите щетки и, если они на 2/3 износились, их следует заменить, причем сразу обе, даже при неодинаковом износе. Поверхность окна в щеткодержателе, а также поверхности других деталей, покрытых щеточной пылью, тщательно очистите от загрязнений салфеткой, смоченной в бензине или спирте. Проверьте надежность крепления самих щеткодержателей, ослабленные винты затяните, винты с сорванной резьбой замените. Если щеткодержатель сломан или в окне, на лапках крепления имеются трещины, то такой щеткодержатель надо заменить. Обнаружив небольшие сколы, опилите повреждения надфилем, заполируйте наждачной бумагой, чтобы предупредить развитие трещин.
Если злектрощетка разбухла и заедает в щеткодержателе, то слегка зачистите ее боковые грани на полоске наждачной бумаги, предпочтительно со щлифматериалом из стекла. О типе шкурки можно узнать по марке шлифматериала при ее покупке. Полоску шкурки уложите на твердую ровную поверхность (стекло, металлическую плиту) и движениями взад и вперед с легким прижимом обработайте нужные грани с учетом того, что излишний зазор неблагоприятен для щеточного устройства.
Оборвавшийся щеточный канатик ровно обрежьте, облудите и подпаяйте к контактной пластине. При этом канатик не должен быть натянут. Деформированную, осевшую пружину выправите и немного растяните. Сломанную пружину, оборванный у места крепления к щетке канатик восстановить нельзя, поэтому придется заменить весь узел щетки.
Приобретенные в магазине новые злекгрощетки надо пришлифовать к коллектору с помощью шкурки со шлифматериалом из стекла. Шкурку, ширина которой должна быть равна ширине коллектора 10, наложите на него рабочей стороной к злек-трощетке. Слегка прижмите последнюю к шкурке и, протягивая шкурку вперед и назад, добейтесь, чтобы торец щетки стал концентричен коллектору.
При этом не следует уменьшать высоту щетки более чем на 1 мм. Также пришлифуйте противоположную щетку. После этого очистите узел от щеточной пыли, смонтируйте щетки с пружинами в щеткодержателях 3, не допуская защемления канатиков, и зафиксируйте шплинтом 2 или пластмассовым колпачком до щелчка.
Снижение всасывающей и нагнетательной способности пылесоса, сопровождаемое сильным искрением в щеточно-коллекторном устройстве, может быть следствием сильного загрязнения, подгара коллектора.
Нагар, загрязнения можно удалить с поверхности коллектора, зачистив его наждачной бумагой. Щетки должны быть предварительно сняты. Слегка прижав шкурку к коллектору равномерно по всей длине, вращайте вал, перемещая шкурку вдоль его оси вперед и назад на 2—3 мм. По Мере выработки шлифматериала продвигайте ленту на невыработанный участок.
Когда загрязнения будут удалены, зачистку прекращают. Снятие металла при этом должно быть сведено к минимуму.
Затем заостренной деревянной палочкой и жесткой щеткой тщательно удаляют скопления загрязнений из пазов между коллекторными пластинами, протирают коллектор салфеткой, смоченной в спиртобензиновой смеси с равным соотношением компонентов.
Перед установкой электродвигателя с агрегатом в пылесос проверьте, нет ли короткого замыкания токоведущих частей на корпус агрегата.
На воздуховсасывающем агрегате смонтирован конденсатор 1 помехоподавляющего устройства. Пробитый конденсатор замените, для чего отверните два винта, крепящих хомутик и, отсоединив выводы, выньте конденсатор. Вставив в хомутик новый конденсатор, закрепите его винтами и присоедините выводы.
Пылесос, собранный с отремонтированным воздуховсасывающим агрегатом, надо обкатать вхолостую в течение 30—40 минут желательно при пониженном напряжении.
Если после выполнения ремонта пылесос будет работать неудовлетворительно, что свидетельствует о серьезных дефектах в обмотках или о разрушении шарикоподшипников, надо снова произвести полную разборку воздуховсасывающего агрегата и заменить якорь, статор с обмоткой возбуждения, шарикоподшипники.
Разборка воздуховсасывающего агрегата производится в следующей последовательности:
1. Разбирают вентиляторное устройство (устранение неисправности 5).
2. Отворачивают два винта 11 (см. фото 4), снимают пластинчатую пружину 13 и наружную крышку 12.
3. Отворачивают два винта 4, крепящих щеткодержатель 3, и отделяют его От заднего щита 5. Также освобождают второй щеткодержатель. Затем извлекают шплинты 2, снимают колпачки, извлекают щитки с пружинами. Отсоединяют выводы катушек возбуждения 9 и щеточные канатики от контактных пластин, снимают пружины с канатиков.
4. Помечают взаимное положение переднего 7, заднего 5 щитов и сердечника статора 8 рисками. Вывинчивают стяжные болты 6, снимают с них пружинные шайбы. Отстыковывают задний щит 5, вынимают сердечник статора 8 из переднего щита 7. Отворачивают два винта, которые прикрепляют крышку, фиксирующую шарикоподшипник в переднем щите 7 и вынимают якорь с шарикоподшипниками и крышками из переднего щита. С вала якоря снимают шарикоподшипники и крышки, а из расточки переднего щита извлекают комплект дистанционных шайб.
После замены новым элементом неисправного сборка воздуховсасывающего агрегата выполняется в последовательности, обратной последовательности разборки.
Следует отметить, что восстановление электродвигателя, связанное с полной разборкой и сборкой, требует определенных слесарных навыков. При отсутствии последних доверьте ремонт специалистам Или замените воздуховсасывающий агрегат.
Неисправность 5
Сильная вибрация пылесоса, скрежет, нехарактерный шум.
Причина 1. Ослабление крепления, проворачивание подвижных дисков и соприкосновение их при работе пылесоса с неподвижными частями, деформация дисков.
Способ устранения. Извлеките воздуховсасывающий агрегат. Ремонт вентиляторного устройства воздуховсасывающего агрегата производят так. Сначала надо снять крышку 7 (рис. 1), отвернув крепящие ее винты и сняв пружинные шайбы. Отверните гайку 8. Поочередно снимите с вала 11 втулку 9, первый подвижной диск 6, дистанционную втулку 10. С неподвижного диска 5 снимите прокладку 4, затем диск 5, следующую прокладку. С вала снимите второй подвижной диск 6, дистанционную втулку 12.
Небольшие погнутости дисков выправьте, ослабленные крепежные лапки лопаток отогните или расклепайте. Соберите вентиляторное устройство в последовательности, обратной разборке, сохраняя очередность деталей. Обезжирьте резьбу на конце вала 11, протерев ее бензином, смочите резьбу нитроэмалью или клеем и надежно закрепите диски и втулки гайкой 8. Закройте диски крышкой 6, вверните винты, подложив под их головки пружинные шайбы. Проверьте легкость вращения вала от руки: касания подвижных дисков за неподвижные части не должно быть.
Соберите пылесос и проверьте его работоспособность, как указано выше.
Причина 2. Выработка смазки в подшипниках электродвигателя, сильный износ, повреждение или разрушение подшипников.
Способ устранения. Извлеките воздуховсасывающий агрегат. Для доступа к подшипнику со стороны коллектора отверните два винта 11, изображенных на фото 4 (см № 4), снимите пластинчатую пружину 13 и крышку 12.
В качестве смазочного материала в агрегатах пылесосов применяют консистентные смазки типа СИОЛ, фИОЛ, ЦИАТИМ-201. Смазку в количестве, примерно равном объему двух-трех шариков, вводят в шарикоподшипник деревянной лопаточкой и распределяют по всему объему шарикоподшипника. После этого крышку 12 и пружину 13 ставят на свое место и закрепляют винтами 11, обеспечивая примерно равную затяжку их.
Для смазывания противоположного шарикоподшипника надо разобрать вентиляторное устройство (см. причина 1), после чего пополнить шарикоподшипник смазкой и вновь собрать вентиляторное устройство.
Если шарикоподшипники разрушены или по иным причинам их необходимо заменить, то после разборки вентиляторного устройства (см. причина 1) нужно полностью разобрать электродвигатель, как рассказано при устранении неисправности 4. Промыв шарикоподшипники в бензине для удаления консервационной смазки, просушите их, внесите смазочный материал и смонтируйте на валу якоря. Соберите воздуховсасывающий агрегат, проверив легкость вращения якоря, соберите пылесос и проверьте его работу.
Неисправность 6
Нет всасывания, при покачивании пылесоса слышен посторонний звук.
Причина. Смещение воздуховсасывающего агрегата, деформация пружины крепления.
Способ устранения. Снимите заднюю крышку, диафрагму, отведите в сторону колодку, снимите пружину и втулку, как описано в устранении неисправности 2. Затем приподнимите агрегат и протрите амортизатор салфеткой, смоченной спиртом, удалив загрязнения и посторонние предметы. Потом установите агрегат строго по центру корпуса 9, не допуская перекоса агрегата. Деформированную пружину 5 выправьте. Аккуратно соберите пылесос в порядке, обратном последовательности разборки. Проверьте пылесос в работе.
Неисправность 7
Указатель заполнения пылесборника не действует.
Причина. Засорение указателя заполнения пылесборника, деформация его пружины, соскакивание пружины.
Способ устранения. Снимите переднюю крышку, открыв замок. Изнутри корпуса 4 (рис. 2) отверните винт 6 крепления коробочки 5 с указателем заполнения. Слегка отогнув пластмассовую коробочку, вытяните указатель из фигурной втулки, смонтированной в корпусе 4 пылесоса.
В более поздних модификациях, например «Чайка-1 ОК», вам встретится указатель заполнения измененной конструкции, для снятия которого нужно вначале отвернуть винт 2, снять верхний замок 1 с окошком, а затем снаружи корпуса вывернуть два винта, прикрепляющих коробочку 5 указателя.
Отремонтируйте указатель заполнения пыле-сборника поршневого типа. Для этого сначала снимают с конца прозрачной трубки 1 (рис. 3) резиновую втулку 3. Затем отсоединяют замок пружины 8 от скобы 2 и вынимают узел поршня из противоположного отверстия трубки 1. Извлекают резиновую пробку 9 с пружиной 8 из втулки поршня 7 и отсоединяют пружину 8 от пробки 9. Прозрачную трубку и все засорившиеся детали промывают в водном растворе стирального порошка с концентрацией в 1,5 раза превышающей концентрацию, рекомендуемую для стирки белья. Ополаскивают очищенные детали в холодной воде, аккуратно протирают салфеткой и просушивают.
Сборку указателя заполнения производят в обратном порядке. При этом необходимо убедиться в отсутствии заедания при движении поршня 7 внутри трубки 1 под силой собственного веса. Собранный указатель вставляют в фигурную втулку 4 и монтируют указатель в пылесосе, как описано выше.
В своем пылесосе вы можете обнаружить указатель мембранного типа. Ремонт такого указателя включает разборку, очистку деталей, как описано выше, и последующую сборку. Если же мембранный указатель оснащен электрическими контактами, которые замыкают цепь светового сигнализатора, то дополнительно к сказанному придется восстановить надежный контакт (см. ремонт выключателя) в указателе, затем проверить омметром цепь светового сигнализатора с балластным резистором и при необходимости заменить перегоревший резистор или вышедший из строя световой сигнализатор.
Неисправность 8
Недостаточное разрежение при нормальной работе воздуховсасывающего агрегата.
Причина 1. Деформация, разрыв амортизатора, перекос агрегата.
Способ устранения. Разберите пылесос и выньте из корпуса воздуховсасывающий агрегат, извлеките амортизатор. Салфеткой очистите посадочные поверхности в корпусе, амортизатор, агрегат. Дефектный амортизатор замените. Вновь установите агрегат, не допуская перекоса. Соберите и проверьте работу пылесоса, как указано в способе устранения неисправности 2.
Причина 2. Нарушена герметичность в местах стыковки узлов и деталей.
Способ устранения. Откройте нижний замок 1 (рис. 4), снимите переднюю крышку. Западающий клапан 5 расправьте или замените. Проверьте надежность замка. При необходимости подогните изогнутую пружину 2 для обеспечения плотного прилегания передней крышки к уплотнению, уложенному в передний упор 3. Очистите переднюю крышку и уплотнение.
Сильно изношенный пылесборник замените или отремонтируйте.
Если край мешка выбился из-под стягивающей проволоки, то с помощью плоскогубцев немного ослабьте скрутку, выровняйте край мешка и плоскогубцами вновь затяните ее. Для замены мешка, а также при разрыве проволоки снимите проволоку и мешок. Надев на кольцо запасной мешок, плотно намотайте на кольцо два витка проволоки из мягкой стали диаметром 0,8 мм, укладывая ее в канавку кольца. Концы проволоки скрутите и откусите бокорезами, оставляя скрутку длиной 8—10 мм, которую отогните на поверхность мешка.
Если тканевый пылесборник пришит к отбортовке уплотнительного кольца, то для замены мешка выпорите остаток ниток и отделите мешок. Новый мешок пришейте хлопчатобумажной ниткой № 50 или № 60 к отбортовке уплотнительного кольца, располагая шов ближе к основанию отбортовки.
Если у вас запасного мешка нет, то его нетрудно сшить самому на швейной машинке с зигзагообразной строчкой. Выкройку мешка можно получить, распоров мешок, пришедший в негодность. Края выкройки обметайте ниткой с шагом 2...3 мм, шов располагайте на расстоянии 5...6 мм от края выкройки. Для изготовления пылесборника пылесоса подходят ткани «молескин» и «вельветон». Ни выкройку, ни мешок нельзя стирать, так как стирка существенно снижает фильтрующие свойства ткани.
После ремонта пылесборника снимите решетку, выньте фильтр тонкой очистки. Изношенный, сильно загрязненный или рваный фильтр замените.
Можно изготовить фильтр тонкой очистки из сменного бумажного пылесборника, прошив четыре слоя бумаги, из которой сделан сменный фильтр, по размеру фильтра тонкой очистки. Поставьте решетку. Теперь проверьте пылесос.
Причина 3. Поврежден гибкий шланг-воздухопровод.
Способ устранения. Ремонт гибкого шланга производят так. Шланг состоит из рукава 4 (рис. 5), к концам которого прикреплены стыковочные устройства. С одной стороны рукав наклеен на втулку 2, которая своим разжимным буртиком вставлена в канавку гайки 1, что обеспечивает свободное вращение гайки относительно рукава. Воздухонепроницаемость соединения обеспечивает уплотнительное кольцо 3. С противоположной стороны в рукав до упора вставлен патрубок 6, который зафиксирован втулкой 5, наклеенной на рукав. На патрубке смонтировано кольцо 7 для регулирования расхода воздуха. Кольцо может частично или полностью закрывать прямоугольное окно, прорезанное в патрубке. При совмещении прорезей кольца с окном часть воздуха засасывается в шланг, минуя насадку: всасывающая способность насадки уменьшается.
Если кольцо 7 сломалось, то новое кольцо, слегка разжав, надевают на патрубок 6 так, чтобы внутренний выступ кольца попал в прямоугольное окно патрубка. При отклеивании втулки 5 ее снимают, зачищают внутреннюю поверхность крупнозернистой наждачной бумагой и приклеивают к рукаву клеем 88,88Н, 88НП. Для достижения плотного соединения рукав 4 можно обмотать 1—2 слоями изоляционной ленты.
Для приклеивания втулки 2 снимают гайку 1, предварительно сжав буртик этой втулки, снимают с втулки рукав и уплотнительное кольцо. Зачищают втулку наждачной бумагой, устанавливают уплотнительное кольцо 3, наносят тонкий слой клея (см. выше) и наклеивают рукав на втулку. Сжав буртик втулки, надевают на нее гайку до попадания буртика в канавку гайки. Гайка должна поворачиваться без затруднений.
Неисправность 9
Из пылесоса не вытягивается соединительный шнур, т.е. не работает пружинный барабан.
Причина. Сломана пружина механизма намотки шнура.
Способ устранения. Отделите от корпуса заднюю крышку, из нее выньте катушку со шнуром и пружинным барабаном, как описано выше. Снимите с пружинного барабана 1 (рис. 6) крышку 4, выправив удерживающие ее лапки 2 или выкрутив винты.
При работе с заводной пружиной будьте осторожны, пользуйтесь защитными очками, на руки наденьте перчатки!
Осторожно освободите наружный конец пружины 3, сняв его с замка обечайки барабана. Удерживая пружину, постепенно размотайте ее. Затем извлеките ось 1 (рис. 7) с пружиной 2 из барабана. Снимите замок внутреннего конца пружины с оси.
Чаще всего спиральная пружина ломается вблизи замка крепления на оси. Если запасной пружины нет, то можно восстановить сломанную пружину, немного укоротив ее. Внутренний конец пружины зажмите плоскогубцами на некотором расстоянии от места поломки и нагревайте в пламени паяльной лампы до появления вишневого цвета. Пружину медленно охлаждают на воздухе, постепенно удаляя ее из зоны нагрева. В результате термообработки повысится пластичность металла в этом месте, что предупреждает появление трещин при гибке конца пружины. Остывший конец пружины опилите надфилем, придавая ему форму обломившегося конца пружины, и изогните по форме замка, не допуская при этом резких перегибов пружинной ленты.
Покройте пружину 3 (см. рис. 6) тонким слоем смазки (СИОЛ, ФИОЛ, солидол), смажьте пружинный барабан 1 и его крышку 4. Вставьте замок внутреннего конца пружины 2 (см. рис. 7) в паз оси 1 и намотайте на нее пружину так, чтобы ее диаметр был меньше диаметра барабана. Затем, не давая пружине развернуться, вставьте хвостовик оси в отверстие барабана 1 (см. рис. 6) и продвиньте до упора торца пружины 3 в торец барабана. Дайте возможность пружине расправиться по внутреннему диаметру барабана. Наружный замок пружины 3 закрепите на обечайке барабана 1. Закройте барабан крышкой 4, которую закрепите, отгибая лапки 2, или винтами. Прикрепите пружинный барабан к катушке со шнуром и соберите пылесос, как описано в устранении неисправности 1 причина 2.
Неисправность 10
Вытянутый соединительный шнур не фиксируется и втягивается внутрь пылесоса.
Причина. Неисправность тормозного устройства механизма намотки шнура.
Способ устранения. Отделите от корпуса заднюю крышку, из нее выньте катушку со шнуром и пружинным барабаном, как описано выше. Воспользовавшись пинцетом и отверткой, извлеките возвратную пружину 5 (рис. 8) рычага 1 с надетой на нее втулочкой 6, расположенных на дне задней крышки 2. Отведите рычаг в крайнее положение в направлении стрелки, нанесенной на рычаге, и снимите тормозной ролик 4. Стершийся, потерявший форму тормозной ролик замените новым. Если запасной ролик не найдете, можно вырезать его из твердой резины (чернильного ластика). Наружную поверхность ролика постарайтесь сделать цилиндрической и шероховатой, обработав крупнозернистой шкуркой.
Соберите тормозное устройство в последовательности, обратной разборке, смонтируйте катушку со шнуром и барабаном в задней крышке. Вытяните соединительный шнур и убедитесь в способности тормозного ролика заклиниваться в пазу крышки и удерживать барабан на выбранной длине вытянутого шнура. Установите и закрепите заднюю крышку и проверьте работу пылесоса.
Журнал «САМ» №3, 1995 год