Так, стекло автомобиля может охранять и обычная малогабаритная кнопка (МП-1), установленная на уголок (рис. 1). Крепится она к стеклу зажимом уголка под резиновую уплотнительную прокладку. Можно установить ее и на окно дома.
Кроме кнопок, наиболее часто применяются герметичные герконовые контакты, замыкающиеся при воздействии магнитным полем. Они обладают высокой надежностью и малыми габаритами, что делает возможным их потайное размещение в небольшом углублении на каркасе дверей и оконных рам. При этом небольшой магнит крепится на подвижной части, например, клеем (рис. 2). В зависимости от расположения магнита относительно геркона, датчик может работать на замыкание или размыкание цепи при срабатывании.
Использованием только герконовых датчиков и кнопок не везде удается обеспечить надежную охрану (окно могут разбить). Простейшим способом сигнализации при разбивании окна является наклеенная по периметру стекла тонкая и узкая полоска из металлической фольги, включенная в цепь охранного шлейфа (рис. 3). Она порвется при разбивании стекла.
Если вор будет использовать стеклорез, то датчик с полоской металлической фольги может не сработать. Поэтому для сигнализации об ударах и вибрациях используется пьезосигнализатор (BQ1) типа В-2 совместно со схемой усилителя. Схема крепления этого датчика приведена на рис. 4. Он рассчитан на работу в диапазоне температур ±60°С и приклеивается к стеклу клеем или прижимается металлической пластиной к корпусу автомобиля или гаража.
На рисунке 5 приведена схема усилителя к пьезодатчику. Питание схемы может быть от 5 до 15 В, а чувствительность устанавливается резистором R8 при настройке. При срабатывании сигнализатора на выходе схемы появляется кратковременно нулевой уровень. Устройство можно подключить непосредственно к схеме охраны.
На автомобилях для предотвращения снятия колес часто применяют датчики механических колебаний корпуса. Такой механический датчик колебания несложно изготовить из пружинящей металлической пластины с закреплением на одном конце груза (рис. 6), но он обладает низкой надежностью и требует частой механической подстройки чувствительности из-за разбалтывания, а также изменения погодных условий. Чувствительность такого датчика зависит от неровности поверхности земли на месте стоянки, что нередко приводит к ложным срабатываниям или неконтролируемому снижению чувствительности.
Всех этих недостатков лишена схема усилителя к электромагнитному датчику, приведенная на рис. 7. В качестве чувствительного к колебаниям электромагнитного датчика можно использовать малогабаритный миллиамперметр (например, от бытовой радиоаппаратуры, М4370 и многие другие), доработав его в соответствии с рис. 8.
Для этого корпус измерительного прибора вскрывается и на конце стрелки закрепляется небольшой грузик — можно взять кусочек трубчатого припоя с внутренней канифолью. Канифоль удаляется иголкой, а в полученное отверстие вставляется конец стрелки и обжимается плоскогубцами. При выборе миллиамперметра значения не имеет, где у него начальное положение стрелки — под действием веса груза она займет среднее положение при соответствующей ориентации самого прибора.
Чувствительность электромагнитного датчика колебаний не зависит от неровности места, и он может срабатывать даже от легкого прикосновения к машине, а его чувствительность легко изменить резистором R5 (типа СП5-2В). Так, во время дождя она должна быть снижена для исключения ложных срабатываний.
Для удобства эксплуатации лучше применить два резистора R5 и тумблером переключать их на заранее установленные чувствительности. Схему усилителя к датчику лучше располагать вблизи от датчика.
Для охраны темного подвала или погреба можно использовать датчик света (рис. 9). Он позволит обнаружить проникновение туда постороннего, который светом наверняка воспользуется.
Резисторы, отмеченные на схемах знаком «*», могут потребовать подбора при регулировке.
Журнал «САМ» №5, 1995 год