Наиболее распространенный тип прибора — панельный масляный радиатор (рис. 1) с плавной регулировкой степени нагрева, аварийным термоограничителем и световым сигнализатором. В нижнюю часть металлического корпуса 7 вмонтирован электронагревательный элемент 6 (ТЭН). Корпус выполнен из двух панелей, герметично соединенных сваркой. К торцу радиатора или к его лицевой поверхности прикреплен блок управления 1, из которого выпущен соединительный шнур 2 с вилкой.
Обязательным элементом, обеспечивающим безопасность радиатора, служит аварийный термоограничитель, отключающий нагревательный элемент, если температура панели корпуса превышает 130°С
В некоторых моделях эту роль выполняет терморегулятор. При установке ручки на максимальный нагрев он не создает пауз в работе ТЭНа, но отключает его, если температура превысит безопасный предел.
В подавляющем числе моделей электрорадиаторов ТЭН вмонтирован в корпус с применением сварных соединений и составляет с ним неразборную конструкцию. Поэтому домашний ремонт будет ограничен восстановлением блока управления с соединительным шнуром и вилкой. Именно их неисправности чаще всего встречаются при эксплуатации масляных радиаторов.
Ремонт прибора существенно облегчится, если перед разборкой вы пометите взаимное расположение частей метками, нанесенными нитрокраской, тушью или карандашом, нанесёте маркировку на клеммы и монтажные провода. Все работы по проверке и ремонту электрорадиатора производите только после отсоединения шнура от сети. Не включайте радиатор до завершения сборки и установки всех крышек и ограждений.
Неисправность 1
Включенный радиатор не нагревается, световой сигнализатор не светится.
Причина 1: Нет напряжения в розетке, неисправна сетевая розетка.
Способ устранения:
Проверьте наличие напряжения в розетке, вставив в нее вилку заведомо исправного электроприбора или воспользовавшись индикатором напряжения. Если нет напряжения или неисправна розетка, проверьте электрощиток квартиры, отремонтируйте розетку. Грамотно и безопасно сделать это вам поможет статья В. Волкова «Ремонт розеток? Каждому это по силам» в № 3 журнала «Сам» за 1995 г.
Причина 2: Нарушение электрического контакта в вилке соединительного шнура (рис. 2), его токоведущих жилах, в местах присоединения жил к клеммам блока управления.
Способ устранения:
Внимательно осмотрите и прощупайте соединительный шнур и его вилку. Не обнаружив видимых повреждений, отверните гайки 1 в углах крышки 5 блока управления, снимите поочередно пружинные 2 и круглые 3 шайбы. Аккуратно сдвиньте крышку и снимите ее с блока управления, пропуская ручку 6 и стяжные шпильки 4 сквозь отверстия в крышке.
Чаще всего электрический контакт нарушается в соединениях штырей вилки с концами токоведущих жил шнура, в самих жилах вблизи вилки или места ввода шнура в блок управления, в местах присоединения жил к клеммам контактных стоек 10.
О ремонте вилки, соединительного шнура подробно рассказано в №3 журнала «Сам» за 1995 г. в статье «Такие капризные пылесосы». Прозвоните соединительный шнур омметром, пробником с лампочкой или индикатором. Присоединяя щупы к штырям вилки и к клеммам контактных стоек, выявите место дефекта.
Проверьте затяжку контактных винтов 11, зажимающих концы жил шнура в отверстиях стоек. Если они ослаблены, о чем свидетельствует нагар и копоть на соприкасающихся поверхностях деталей, выкрутите поочередно винты, выньте жилы. Зачистите до блеска поверхности контактирующих элементов мелкозернистой наждачной бумагой.
Если шнур неисправен, выкрутите пару винтов 14 и, отделив фиксирующую планку 13, снимите его. Восстановленный или новый соединительный шнур установите в блок управления. Перед этим гаечным ключом или плоскогубцами проверьте затяжку контактных стоек 10 и при необходимости надежно затяните их. Не забудьте круглым надфилем зачистить отверстия под жилы шнура в стойках до блеска.
Оголите жилы нового шнура на 6—8 мм, зачистите концы наждачной бумагой, скрутите и паяльником облудите оловянным припоем с канифольным флюсом. Восстановленный шнур укоротите на 10—15 мм и таким же образом подготовьте к монтажу. Вставьте концы жил в отверстия стоек 10, вверните и надежно затяните контактные винты 11, поставьте на место фиксирующую планку, закрепив ее двумя винтами 14. Наденьте крышку на блок управления и закрепите гайками с шайбами.
С помощью омметра или пробника убедитесь, что нет короткого замыкания токоведущих частей на металлический корпус электрорадиатора, присоединяя щупы к штырям вилки и к корпусу. Затем включите нагревательный прибор и проверьте его работу.
Причина 3: Нарушен электрический контакт в терморегуляторе.
Способ устранения:
Снимите крышку с блока управления, отделите шнур. Воспользовавшись торцовым ключом или плоскогубцами, отвинтите гайки 23 (рис. 3), снимите шайбы 22 с резьбовых выводов ТЭНа 5. Нажав на красную кнопку 8 аварийного термоограничителя и утопив ее в отверстии основания 2, осторожно вытащите панель 10. Тогда длинный стержень датчика аварийного термоограничителя выйдет из гнезда 3 корпуса 1 масляного радиатора.
На лицевой стороне панели смонтированы биметаллическая пластина 12 терморегулятора, несущая якорь с подвижным контактом; упор 17, ограничивающий перемещение якоря; рамка 15 с регулировочным винтом 14, на головке которого установлена ручка 20, зафиксированная стопорным винтом 21; встроенный патрон 11 со световым сигнализатором 9 и балластный резистор 6; токоведущие шины 7,18; контактные стойки 19.
Начав с контактных стоек, проверьте омметром, пробником или индикатором все участки электросхемы, ограниченные местами соединений и сами соединения. Застопорив отверткой винт, удерживающий стойку 19, отвинтите ее и снимите левую контактную шину 7. Правая шина 18легкоснимается после отвинчивания гайки 16 и снятия шайбы и монтажного провода 13. Обгоревшие, окислившиеся детали зачистите наждачной бумагой до блеска. Оплавившиеся или обломившиеся шины надо заменить новыми, вырезанными из латунной или бронзовой ленты. В качестве шаблона возьмите поврежденные шины, а отверстия просверлите дрелью. Подбирая ленту, обратите внимание на то, чтобы толщина ее была бы не меньше толщины заменяемой шины. Прикрепите шины, стойку, монтажный провод, гайку с шайбой в последовательности, обратной последовательности разборки.
Причина 4: Подгар, эрозия контактов терморегулятора (рис. 4).
Способ устранения:
Снимите крышку с блока управления, вытащите панель. Для доступа к контактам терморегулятора открутите гайку 6 с винта, головку которого следует застопорить отверткой с обратной стороны панели 10. Снимите шайбу 5 и упор 7. Не допуская перегиба биметаллической пластины, приподнимите якорь 8 и осмотрите контакты. Зачистите контакты мелкозернистой наждачной бумагой, удалив нагар и копоть с их поверхностей. Для восстановления первоначальной формы контакта, поврежденного эрозией, опилите его надфилем с мелкой насечкой, а затем зачистите и заполируйте мелкозернистой наждачной бумагой.
Во всех случаях старайтесь как можно меньше снимать металла с контактов. Продукты зачистки удалите пылесосом, контакты протрите ветошью, смоченной в спирте.
Если из-за опиливания расстояние между контактами увеличилось более чем на 0,2 мм, это увеличение скомпенсируйте изменением положения винта, несущего неподвижный контакт 9. Удерживая винт отверткой, ослабьте контргайку, фиксирующую его на шине, расположенной на обратной стороне панели. Плавно вкручивая винт отверткой, восстановите прежнее расстояние между контактами. Затем, все еще удерживая винт отверткой, надежно затяните контргайку. Желательно зафиксировать контргайку каплей клея или краски. Восстановив электрический контакт, поставьте на свое место упор 7 и закрепите его гайкой 6 с шайбой 5.
Для замены сломавшейся биметаллической пластины 1 или иных деталей придется разобрать терморегулятор. Поверните ручку установки теплового режима в крайнее левое положение (минимальный нагрев) и снимите ее с головки регулировочного винта и выступающего упора 2 рамки 4, предварительно выкрутив немного стопорный винт из ручки. Отметьте положение регулировочного винта 3 относительно рамки 4 какими-либо метками. Отверните винты 12 и выньте гайки из углублений на обратной стороне панели 10. Снимите с панели рамку, пластинчатую пружину 13, отвернув два винта 14, прикрепляющих пластинчатую пружину. Головки этих винтов располагаются на обратной стороне панели. Отверните гайку и винт, несущий неподвижный контакт аварийного термоограничителя.
После этого можно снять биметаллическую пластину 1. А вот чтобы снять магнит 11, придется частично демонтировать длинный стержень датчика аварийного термоограничителя. (О ремонте аварийного термоограничителя см. в следующем номере).
Неисправность 2
Недостаточный или чрезмерный нагрев электрорадиатора.
Причина: Сбой настройки терморегулятора (см. рис. 4).
Способ устранения:
Снимите крышку (как при неисправности 1,вызванной причиной 2), снимите ручку установки режима (как при неисправности 1, вызванной причиной 4). Медленно поворачивая головку регулировочного винта 14 (см. рис. 3) отверткой, доведите зазор между неподвижным и подвижным контактами терморегулятора до 0,5—0,6 мм. Определить величину зазора можно щупом или любой металлической прокладкой указанной толщины. Теперь якорь будет находиться в положении безразличного равновесия, т. е. сможет свободно перемещаться из одного крайнего положения в другое.
Аккуратно подгибая плоскогубцами упор 17, установите ход якоря в пределах 1,5—2,5 мм. Проверьте пальцем характер движения якоря, который должен скачкообразно перемещаться от магнита к упору.
Вставьте отвертку в шлиц регулировочного винта и плавно поворачивайте его по часовой стрелке до момента замыкания контактов, что легко контролируется омметром или пробником. Теперь медленно вращайте винт в противоположную сторону, пока контакты не разомкнутся. В этом положении регулировочного винта надо надеть на его головку ручку установки режима нагрева так, чтобы стрелка на ней находилась в крайнем левом положении «Выключено». При этом фигурный паз на обратной стороне ручки должен упираться в выступающий упор 2 (см. рис. 4), рамки 4. Закрепите ручку стопорным винтом.
Закройте блок управления крышкой. Вставьте вилку в розетку и проверьте работу электрорадиатора сначала на «среднем нагреве», а потом на «максимальном нагреве» Дождитесь само-отключения нагревателя. При этом температура его корпуса должна быть не выше 100°С. Чтобы это проверить, нанесите каплю воды на нижнюю часть корпуса радиатора вода не должна закипеть.
Если в вашем радиаторе биметаллический элемент воздействует не на встроенные контакты, а на микровыключатель, то при выходе последнего из строя отремонтировать блок управления можно только одним способом — заменив неремонтнопригодный микровыключатель.
Неисправность 3
Электрорадиатор не включился после аварийного самоотключения термоограничителем, его красная кнопка необычно высоко поднята. После нажатия она возвращается в это же положение.
Причина: Отпаялось или провернулось зубчатое колесо в механизме термоограничителя.
Способ устранения:
Снимите крышку с блока управления, извлеките панель.
На обратной стороне пластмассовой панели 1 (см. рис.) расположен аварийный термоограничитель. Он состоит из винта с неподвижным контактом 14 и подвижного контакта, приклепанного к упругой пластине 12. В нормальном состоянии эта контактная пара замкнута. При аварийном срабатывании термоограничителя контакты разделяются пластмассовой пластиной 13, прикрепленной ктяге 5. На противоположном конце тяги имеется красная кнопка 3. Вместе с тягой она находится под воздействием пружины 4. В рабочем положении тягу удерживает пластинка 6 с пазом, приклепанная к тяге. Краем паза пластинка упирается в зубчатое колесо 7, смонтированное на стержне 9 датчика аварийного термоограничителя и припаянное легкоплавким припоем к планке 8. Сама планка двумя винтами 10 прикреплена к пластмассовой панели 1.
При нагреве стержня датчика свыше 130°С, т.е. в аварийной ситуации, легкоплавкий припой расплавляется и тяга 5 под воздействием пружины 4 поднимается вверх. При этом пластмассовая пластина 13 разъединяет контакты и обогреватель отключается.
Если вы обнаружили, что зубчатое колесо 7 отпаялось или провернулось по другим причинам, отверните два винта 10, снимите планку 8, стержень датчика 9 и зубчатое колесо.
Зачистив конец стержня мелкозернистой наждачной бумагой, пропустите его в отверстие планки. Теперь надо надеть на стержень зубчатое колесо и припаять его к планке легкоплавким припоем, например, типа ПВСО-96. Температура плавления припоя должна быть 120—135°С. Узел прикрепите к панели, ввернув два винта в отверстия планки. Поставьте термоограничитель в рабочее положение, для чего нажмите на красную кнопку 3 и, воспользовавшись отверткой либо пинцетом, добейтесь того, чтобы зубчики колеса 7 вошли в паз упругой пластины 6 и застопорили тягу.
Теперь снимите упругую пластину 12 с подвижным контактом. Открутив винт 11, осмотрите подвижный и неподвижный 14 контакты. Обнаружив подгар или корозию, восстановите исправность контактной пары, как вы это делали при устранении неисправности, вызванной причиной 4. Незначительное уменьшение толщины контактов легко компенсировать аккуратной подгибкой упругой пластины 12. Если суммарная толщина контактов уменьшилась более чем на 0,5 мм, нужно ослабить гайку на лицевой стороне пластмассовой панели и, выкручивая винт 14 с неподвижным контактом, скомпенсировать уменьшение толщины контактов.
После этого надежно затяните гайку на лицевой стороне панели. Убедитесь в плотном прижатии контактов и в замкнутости контактной пары.
Восстановив исправность аварийного термоограничителя, постарайтесь установить причину его срабатывания. Проверьте и при необходимости отрегулируйте терморегулятор электрорадиатора, как вы это делали при устранении неисправности 2, вызванной причиной 1.
Соберите блок управления, проверьте работу масляного радиатора.
Неисправность 4
Электрорадиатор работает нормально, однако световой сигнализатор не светится.
Причина: Нарушение электрического контакта в цепи сигнализатора, неисправность сигнализатора, перегорание балластного резистора.
Способ устранения:
Снимите крышку с блока управления, внимательно осмотрите и проверьте пробником пружинные пластины патрона 11 (см. рис. 3 выше) подводящие монтажные провода и крепление их к пластинам патрона. При нарушении контакта отверните гайки и винты, очистите от копоти и окалины контактирующие поверхности. Надежное прижатие пластин обеспечьте их подгибкой. Отсоедините балластный резистор 6 и проверьте его омметром. Перегоревший резистор, неисправный сигнализатор 9 замените.
Сборку блока управления произведите в последовательности, обратной разборке, и проверьте работу радиатора.
Неисправность 5
Утечка минерального масла из корпуса электро радиатора по сварному шву.
Причина: Нарушение герметичности сварного шва.
Способ устранения:
Осмотрите электроприбор и, определив место утечки масла, установите прибор в такое положение, чтобы это место было наверху. Незначительные трещины, точечные отверстия можно запаять мягким припоем типа ПОС-61 или ПОССу 40-2 с флюсом Ф38Н, состоящим из диэтиламина солянокислого (20—25%), фосфорной кислоты (20—25%) и глицерина. Можно использовать иной кислотный флюс, например, №200.
Дефектный участок сварного шва запилите напильником, зачистите наждачной бумагой и протрите салфеткой, смоченной в бензине. Облудите зачищенные поверхности паяльником и запаяйте трещину или точечное отверстие.
Если дефектный участок шва имеет большую длину и мягким припоем устранить протечку не удается, можно восстановить герметичность корпуса масляного радиатора пайкой твердым припоем (латунь Л63 с использованием в качестве флюса смеси буры и борной кислоты с равным соотношением компонентов) или сваркой. В обоих случаях лучше обратиться в мастерскую по ремонту масляных радиаторов.
В заключение напомним, что бытовые электрообогреватели любого типа нельзя использовать в помещениях с земляным, железобетонным, металлическим полами (сараи, гаражи), в помещениях с большой влажностью (ванна, погреб), а также в помещениях, где хранятся легковоспламеняющиеся жидкости и газы.
При выборе мощности обогревателей, а также их количества следует исходить из того, что на каждые 4—5 м2 пола помещения нужно примерно 0,5—0,7 кВт мощности электрообогревателя.
Журнал «САМ» №5, 1996 год