Когда я приступил к строительству погреба в своем гараже, то считал, что все понятно. Приточную вентиляцию делать было неудобно, и я решил обойтись одной вытяжкой из асбестоцементной трубы ∅100 мм (рис. 1), считая, что погреб должен быть теплым и ни к чему запускать в него холодный воздух зимой.
И вот труба выведена на крышу. Подношу в погребе зажженную спичку к вытяжке — тяги нет. Осенью с наступлением холодов она появилась, а когда ударил мороз — опять исчезла. Заглянул сверху в трубу — она вся забита инеем. Прочистил, но через 2—3 дня тяга опять прекратилась.
Зима. На улице уже за —10°С, а в погребе все еще +12°С. Отлично, думаю, хороший погреб получился. Только капуста квашенная что-то мякнуть начала, да и морковь белыми корешками покрылась. Пришлось открывать крышку погреба и запускать холодный воздух из гаража, благо, что он с охотой туда опускался. Прихожу через 3 дня — днище машины покрыто толстым слоем инея.
Это натворил сырой теплый воздух из подвала. Тут-то я и понял, что без приточной вентиляции никак не обойтись.
На следующий год проделал в лицевой стороне гаража отверстие 100x100 мм, завел в него трубу ∅100 мм и опустил ее с наклоном в погреб на 50 см от пола со стороны, противоположной вытяжной трубе (рис. 2).
В следующем сезоне проблем не было. Как только наступили холода, тяжелый холодный воздух с улицы по приточной трубе легко начал опускаться в теплый погреб, охлаждал его, а согревшись и полегчав, так же беспрепятственно выходил по вытяжной трубе наружу. Стало суше и погреб быстро охладился. А когда нагрянули настоящие морозы и температура в погребе опустилась до +3°С, я закрыл приточную трубу тряпкой.
Поняв, как протекают процессы с теплым и холодным воздухом, мне стала ясна причина еще одной неприятности: при наступлении холодов буквально за неделю стальные незащищенные детали в гараже покрывались тонким слоем ржавчины. Пол в гараже деревянный, настеленный по бревнам. Со стороны входа перед погребом пустое пространство, достаточно сырое. И как только температура под крышей гаража опускается ниже температуры у пола, то влажный теплый воздух от земли, никак не проявлявшийся летом, непреодолимо начинает устремляться через щели в досках вверх. Влажность резко повышается со всеми вытекающими из этого неприятностями.
Мне в данном случае пришлось прибить с обратной стороны пола полиэтиленовую пленку по всему периметру. Хватает на 5—6 лет. Если пол бетонный, то перед укладкой досок надо обязательно проложить гидроизоляцию, а смотровую яму закрывать на зиму хотя бы куском рубероида.
Должна быть и вытяжная труба из гаража. Ее можно не утеплять, так как влажность в гараже (с учетом гидроизоляции его от погреба) незначительна.
Первое правило: вытяжная труба должна быть достаточно утеплена, чтобы выходящий из погреба сырой теплый воздух прогревал внутреннюю поверхность трубы и тем самым не осаждался на стенках в виде инея.
Второе правило: приточная вентиляция нужна, и не только для того, чтобы вентилировать воздух внутри погреба, но и для того, чтобы быстро его охладить.
Третье правило: пол гаража должен быть тщательно изолирован от помещения погреба.
Совет: Лучше, если диаметр асбестоцементной трубы был бы не менее 160 мм Для нормальной работы вытяжки достаточно, чтобы труба выходила наружу на 1—1,5 м. Тяга появится, когда температура на улице упадет ниже температуры внутри погреба.
Журнал «САМ» №12, 1998 год