Помните сказку К. Паустовского, в которой девочке подарили на счастье стальное колечко? С такого же подарка, только деревянного, в день рождения дочке началось мое знакомство два года назад с Сергеем Петровичем Щербиной. Простой гладкий перстенек, выточенный из небольшого цельного кусочка красного дерева, излучал тепло и вызвал неподдельный восторг «новорожденной» и гостей. Впоследствии я узнала о существовании шкатулки с деревянными украшениями, выполненными руками Мастера. Но об этом позже, а пока несколько слов о нем самом.
Сергей Петрович чуть перешагнул за сорок. Глава небольшой, но дружной семьи, равноправным членом которой, кроме жены и двух очаровательных дочек, является кошка Веснушка. Физик по образованию, путешественник по призванию и домашний мастер по образу жизни. Пять лет назад он получил новую квартиру в таком состоянии, что от нее отказались (в наивной надежде на лучшее) все впереди стоящие претенденты. Сергей Петрович не испугался трудностей глобальных переделок, отвел одну комнату под мастерскую и засучил рукава.
Железобетонные стены стандартных городских квартир не радуют глаз оригинальностью отделки, чаще бывает наоборот. Если унылые обои низкого качества довольно просто заменить новыми, то все гораздо сложнее с невзрачными радиаторами центрального отопления, электропроводкой, которая по идее должна быть скрытой, но в действительности наносит ощутимый вред внешнему виду стен и потолков. Добавьте расположенные в самых неожиданных местах выступы, ригели, углы и уступы, и вы получите полное представление о первоочередных задачах по благоустройству квартиры, вставших перед Сергеем Петровичем.
Используя в каждом случае волшебную силу натурального дерева, собственную фантазию и смекалку, можно, оказывается, знакомые всем недостатки и недоделки превратить в маленькие победы на фронте домашнего строительства. Шнурок от выключателя превратился в нитку деревянных бус. Узкие планки, маскирующие проводку, С. Щербина использовал для отделки верхнего края обоев. Деревянный бордюр не только придал стенам законченый вид, но и позволил свободно размещать по всей плоскости картины, фотографии, гравюры — достаточно подвесить их к отделочным планкам на нитях разной длины. Рамки для всей изопродукции Сергей Петрович изготовил сам из различных пород дерева. Они удачно дополнили оформление стен, скрасили их железобетонность.
Выступы и ниши подлинной стороне большой комнаты пришлись как нельзя более кстати при размещении семейной библиотеки. Конструкция стеллажей для книг проста, но не ординарна. Опираясь внизу на массивные деревянные стойки, полки дополнительно крепятся прочными цепями к потолочному ригелю. Он теперь не нависает над плоскостью стены, отчего поверхность зрительно выравнивается. Цепи с аккуратными круглыми деревянными пластиночками наверху внесли элемент декоративности в привычный стеллажно-библиотечный интерьер.
Интересны по задумке и выполнению овальные щиты из фанеры, заменившие стандартные железяки, прикрывавшие батареи в детской комнате. Помимо чисто эстетических преимуществ, коими несомненно обладают тщательно зашкуренные, покрытые светлым лаком, теплые даже на взгляд футляры для радиаторов, они хороши и тем, что абсолютно безопасны для детей, поскольку не имеют ни выступов, ни острых углов.
Нельзя не сказать доброго слова и о мебели, изготовленной Сергеем Петровичем для дочек. Двухъярусная кровать его конструкции чудо как хороша — удобная и надежная, она красиво оформлена орнаментами в технике выжигания по дереву. Детские письменные столы и стулья к ним, благодаря интересному конструктивному решению, «взрослеют» вместе с подрастанием юного поколения. В каждой вещи — тщательность, дотошность, основательность, единый стиль, радующий глаз.
Особое отношение домашних мастеров к кухне, видимо, связано с «кухонным» образом жизни, свойственным уже не одному поколению россиян. С. Щербина в этом отношении не исключение, но, в отличие от многих, он превосходно готовит и проводит на кухне время не только общаясь с гостями и домочадцами, ной колдуя над фирменными блюдами «а ля Щербина». Эти стороны творческой деятельности Сергея Петровича смогли бы стать темой отдельной статьи, но вернемся к кухонному интерьеру.
Почему-то именно в кухне «уступчатость» стен приняла прямо-таки угрожающий характер. Однако и здесь победа разума над обстоятельствами была полной и безоговорочной. В нише пошире и вдоль окна расположился диванчик с поднимающимся сиденьем, под которым хранится всякая кухонная всячина. Узкие пространства между выступами Сергей Петрович превратил в посудные шкафчики, полочки, без которых любая кухня — не кухня.
Главное украшение кухни — стол необычной треугольно-полукруглой формы. С резной башенкой на нем. Достаточный для размещения всего семейства и многочисленных гостей, он в то же время удивительно компактен и удобен.
Убранство кухни дополняют гладкие и резные деревянные планки. Обои под дерево подходящего тона создают ощущение уюта и комфорта.
Как вы думаете, что можно сделать из дерева в ванной комнате? Оказывается, очень многое, начиная с оригинальной щеколды на двери и кончая держателем для шланга, позволяющим регулировать высоту душа. Вешалку для полотенец вовсе не обязательно делать из красного дерева, но Сергей Петрович не может иначе. Если в мастерской есть подходящий материал, а в хозяйстве требуется вешалка в ванную, то почему бы не выточить нечто изящное и неповторимое, с ажурными украшениями и плетеной задней стенкой? Каждый крючок этой в общем-то сугубо прозаической вещи вырезан тщательно и любовно, дизайн безупречен, исполнение выше всяких похвал.
Душевная расположенность Мастера к материалу, с которым он работает, всегда очень чувствуется в готовом изделии. То, что Сергей Петрович любит работать с деревом, особенно заметно, когда хозяин достает заветную шкатулочку с украшениями. Сердце каждой женщины забьется чаще при взгляде на изящные бусы, кулоны, цепочки, браслеты, колечки. Да и мужское сердце не останется равнодушным к содержимому шкатулки — так мастерски выполнены эти прелестные вещицы.
В каждом случае Сергей Петрович идет от материала Поперечный срез клена или груши с отчетливо просматривающимися годовыми кольцами и мягким чередованием тонов превращается в брошь или кулон. Мелкие кусочки красного дерева сочного оттенка становятся бусинами или колечками.
Используя в работе собственную технологию обработки древесины, отличную от известной по литературе, С. Щербина стремится подчеркнуть в каждом изделии природную красоту материала, максимально выявить его достоинства.
Материалы для поделок Сергей Петрович часто привозит из многочисленных походов. Полярный Урал, побережье Белого моря, Хибины, Дальний Восток — это далеко не полный список его маршрутов. Края все не близкие, в большинстве своем суровые, требующие от путешественника хорошей физической подготовки и серьезного снаряжения. Все походное обмундирование Сергей Петрович сшил себе сам, начиная с рюкзака, ветровки, непромокаемого костюма и т. д. Даже парус как-то сшил для катамарана, а это, оказывается, целая наука, потруднее, чем брюки смастерить по готовой выкройке. Ошибся при крое — и не поймать тебе ветер дальних странствий.
Набил Сергей Петрович руку в шитье походного снаряжения — и для всей семьи польза. Жену, дочек обшивает. Пошла старшенькая в прошлом году учиться — заботливый папа ей ранец заранее смастерил, фирменную сумку для обуви. Через годик младшей в школу поступать. Думаю, папа и ее снарядит не хуже — опыт уже имеется.
Если в заключение я скажу, что Сергей Петрович еще и профессионально рисует, то это вряд ли кого сможет удивить. Он умеет все, так почему бы и не уметь рисовать?
Журнал «САМ» №5, 1996 год