Бетономешалка (рис. 1) состоит из рамы, поворотного устройства, электромотора, редуктора, бадьи с осью и заземления.
Рама (рис. 2) собрана из дюймовых труб и уголков. Снизу к ней прикреплена ось колес — сплошной стальной стержень ∅43 мм, концы которого обточены до ∅41,5 мм. Сюда надеваются, к примеру, изношенные катки гусеничного трактора. От спадания колеса удерживаются проволочными штырями ∅6 мм. Спереди под основанием водила находится пята — третья точка опоры бетономешалки. Венчает треугольник рамы М-образная конструкция — ложе для поворотного устройства. По его краям — два кольца-подшипника с внутренним ∅62 мм. Последние, а также детали рамы, ось и пята крепятся сваркой.
На переднем левом уголке-подкосе приварена петля крепления ограничительной цепочки (о ее назначении ниже), а в лицевом горизонтальном уголке просверлено отверстие для подсоединения провода, идущего от заземления).
Поворотное устройство (рис. 3) предназначено для опрокидывания бадьи и слива бетона. Собрано оно из двух труб ∅60 мм, корпуса подшипников, двух уголков — ребер жесткости, двух упоров, опрокидывающей ручки и заглушки. Соединяются все названные детали сваркой. Задний упор, ручка и заглушка привариваются после того, как поворотное устройство будет установлено в кольца-подшипники рамы. Тогда оно сможет проворачиваться в кольцах, уже не выдвигаясь из них. Фиксирует поворотное устройство в рабочем положении проволочный штырь ∅8 мм. Для него в переднем кольце просверливается (совместно с трубой поворотного устройства) вертикальное диаметральное отверстие.
К концу опрокидывающей ручки также приварена петля, соединенная с другим концом ограничительной цепочки.
Корпус подшипников вытачивается из толстостенной стальной трубы. В нем располагаются шарикоподшипники № 206 и №207, удерживаемые пружинными упорными кольцами, и вал бадьи, выточенный из поковки. В дне бадьи проделывается отверстие, куда этот вал вставляется и крепится с помощью двух профилированных шайб и гайки. В подшипниках он удерживается также гайкой, навинчиваемой на хвостовик.
Бадья (рис. 4) сварена из пяти элементов: основания (можно применить подходящий вогнутый диск), двух конических поверхностей из полуторамиллиметрового стального листа, кольца-обечайки, усиливающего вход, и зубчатого венца (от маховика двигателя автомобиля ГАЗ-51). Внутри бадьи приклепаны три лопасти, перемешивающие бетон. Они изготовлены из уголков, изогнутых соответственно внутренним обводам бадьи.
Несколько слов о двигателе и редукторе, В конструкции бетономешалки применены электродвигатель, шкивы, клиновидный ремень и кнопочный выключатель без защитного теплового реле от пришедшей в негодность стиральной машины (см. рис. 1). Мотор прикреплен к поворотному устройству по месту стальными полосами (одним концом пол ось! привинчены к мотору, а. другим приварены к трубам поворотного устройства).
С другой стороны электродвигателя 8 четырех точках (по две на каждом из его торцов) зафиксирован корпус промежуточного валика — основной детали редуктора (рис. 5). Причем отверстия в уголках крепления разные: два цилиндрических, а два дугообразных, с их помощью регулируется натяжение клиновидного ремня на шкивах мотора и промежуточного валика. Сам валик вращается в двух подшипниках № 202, сидящих в корпусе, а другой его конец снабжен шестерней от стартера ГАЗ-51.
Корпус имеет ушко, в которое вставлен болт натяга: передвигая ушко гайками по болту, можно усиливать или ослаблять прижим стартерной шестерни к зубчатому венцу бадьи. Другой конец болта приварен к корпусу подшипников поворотного устройства.
Готовую к работе бетономешалку загружают через вход необходимыми компонентами: песком, цементом, водой, другими добавками и включают электродвигатель. При вращении от трения перемешиваемой массы о стенки бадьи возможно образование статического электричества, которое будет отводиться в землю с помощью переносного заземления — металлического кола с проводником, подсоединенным к раме.
Когда бетон готов, мотор выключают и, дождавшись остановки бадьи, опрокидывают ее за ручку. От чрезмерного опрокидывания оберегает ограничительная цепочка.
Журнал «САМ» №5, 1993 год