На большой скорости «снежные джигиты» преодолевают неровности склона, то скрываясь во впадинах, то взлетая вверх на буграх и карнизах. И кажется, что нет для них ничего невозможного — так легко и стремительно их скольжение, так уверены и красивы движения на поворотах! Это снегопедисты. необычные «наездники», оседлавшие снегопед — разновидность рулевых одноколейных спортивных саней, езда на которых требует большой смелости и хорошей физической подготовки. Катание на снегопедах по открытым горным «склонам так увлекательно и захватывающе, что поклонников и болельщиков нового вида спорта с каждым годом становится все больше.
Сейчас уже никто не удивляется, когда в кабины горных подъемников вместе со слаломистами втискиваются и «снежные джигиты» со снегопедами под мышкой.
Добравшись до вершины, они вместе мчатся вниз, соревнуясь в ловкости и скорости, и неизвестно, кто останется «хозяином гор»: «классический» слаломист или «наездник» на снегопеде.
По мнению авторитетных спортивных врачей, снегопед вырабатывает значительно больше полезных навыков и реакций, чем горные лыжи.
Но не будем заниматься прогнозами: это достойные друг друга соперники.
А для любителей технического творчества, кроме того, представляет интерес и постройка снегопедов различных типов.
Сегодня мы описываем конструкцию такой машины, которая благодаря простоте изготовления доступна всем и может получить широкое распространение.
Основой снегопеда служит трубчатая рама, напоминающая велосипедную, сзади к ней шарнирно крепится опорная лыжа, а спереди — рулевая колонка, через которую проходит рулевой вал. С валом жестко соединен руль мотоциклетного или велосипедного типа, а к нижней его части шарнирно присоединена рулевая лыжа. Седло — «диванного» типа. Его можно изготовить самостоятельно из подходящего по размерам куска пенорезины или купить в спортивном магазине.
Лучший материал для изготовления рамы стальные тонкостенные трубы круглого или прямоугольного сечения, соединяемые твердым припоем, сваркой или на кницах (в случае применения прямоугольных труб или профилей). В ряде случаев, если позволяют размеры, можно использовать старые велосипедные рамы.
Показанный на рисунке 1 размер А определяет пропорции снегопеда. Этот размер подбирают опытным путем: он должен соответствовать длине голени спортсмена, находящейся под углом 80° по отношению к бедру. Такое соотношение позволяет легко и правильно выполнять повороты на большой скорости. Если на снегопеде будут кататься несколько спортсменов разного роста, придется предусмотреть регулировку седла по высоте.
Чтобы иметь возможность пользоваться снегопедом на снежной поверхности разной плотности, рекомендуем сделать два комплекта лыж: узкие и широкие. Для этого проще всего применить водостойкую фанеру толщиной 3—4 мм, склеив заготовки из четырех слоев, как показано на рисунке 2. Башмаки крепления лыж к раме из стали, в соответствии с чертежом (рис 1). Нижняя поверхность должна быть покрыта пластиком или тонкой латунью для защиты от повреждений и улучшения скольжения. Некоторые любители обтягивают лыжи металлическими кантами наподобие слаломных.
Вспомогательные лыжи, которые при езде на снегопедах надевают на ноги, изготовляются аналогичнвым способом. На них устанавливают жесткое крепление любого типа, плотно прижимающее каблук ботинка.
Снегопеды и лыжи обычно окрашивают в оранжевый цвет: так их легче находить в рыхлом снегу. Чтобы не потерять снегопед при падении на длинном горном склоне. делается страховочное приспособление прочный капроновый шнур длиной 5—8 м, соединяющий снегопед с поясом водителя. Шнур убирается в специальный кармашек или коробочку, прикрепляемую к раме.
Учиться управлять снегопедом надо в такой последовательности: спуск по прямой на склоне, имеющем уклон 15—20°: освоение поворота в сторону склона с последующей остановкой поперек склона (уклон тот же); освоение поворота «змейка» сначала в сторону склона, затем в сторону от склона, что трудней всего. Постепенно можно переходить на более крутые склоны, имеющие сложный профиль, но ни в коем случае не кататься среди деревьев и крупных камней: это очень опасно.
Мы не беремся утверждать, что предлагаемая конструкция может служить эталоном. Вероятно, при эластичной подвеске задней вилки и подрессоренной передней езда на снегопеде станет более удобной и приятной. Здесь широкое поле деятельности для энтузиастов технического творчества.
Возможно создание снегопедов тандемного типа, на которых будет интересно и весело кататься вдвоем. Следует подумать и о том, как поднимать снегопеды обратно на гору, пользуясь существующими подъемниками различных типов. Нужно, однако, помнить, что чрезмерное увеличение веса нежелательно, поскольку тяжелой машиной труднее управлять и она небезопасна при падениях.
Журнал «САМ» №1, 1992 год