Детский велосипед «Миша» - конструкция надежная и даже комфортабельная. Мой сын не расставался с ним все лето. А вот зимой «Миша» не у дел, пылится на антресоли. Я подумал: а не превратить ли его в какой-нибудь зимний вид транспорта? Вариант лыжного снегохода представился самым подходящим. Для этого оказалось достаточно переднюю вилку заменить приставкой с двумя детскими пластмассовыми лыжами, а заднее колесо обмотать старым электропроводом — снегозацепом.
Лыжи в приставке первоначально имели одну степень свободы — качались только вокруг оси, перпендикулярной направлению движения. Поэтому езда поперек склона была затруднена. Пришлось поставить шаровые шарниры, дающие две степени свободы, и независимую пружинную подвеску. Когда появилась возможность управлять и наклоном снегохода, дело сразу пошло на лад. К тому же жесткость пружин регулируется в зависимости от веса ездока и состояния снежного покрова.
Приставка состоит из осевой трубы ∅27 мм, в которую сверху вставляется велосипедный руль. Нижний конец трубы заглушен стальной пробкой с двумя сквозными отверстиями с резьбой М10 — для винтов крепления кронштейнов, в которых расположены оси качания амортизаторов и рычагов с лыжами.
Каждая пружина обвита вокруг штока, один конец которого удерживается стопорным винтом в малой головке амортизатора, а другой скользит внутри большой головки. На резьбе штока — гайка и контргайка с накаткой для регулировки жесткости пружины.
Рычаги — из трубы ∅19 мм. В торцах каждого запрессованы (и зафиксированы штифтами ∅8 мм) наконечник и шаровая опора, а посередине приклепаны упорные пластины для малой головки. Шаровые опоры снабжены стопорами ∅8 мм, которые препятствуют проворачиванию лыж вокруг вертикальной оси. Стопоры входят в пазы цилиндрических стаканов, закрепленных на лыжах. Эти пазы ориентированы так, что обеспечивают угол схождения лыж 3—5°, повышающий управляемость снегохода. Шаровые опоры в стаканах удерживаются крышками и в эксплуатации закрываются брезентовыми чехлами.
Крепление шарового шарнира на лыже выполнено следующим образом. Стакан привинчен к прямоугольной плате четырьмя винтами М4 с потайной головкой (снизу). Сама плата крепится двумя винтами к пластине, заложенной в отверстия для ремешков в лыжах (спереди). А сзади под плату подложены три гайки, в которые сверху через плату и снизу через лыжу ввернуты винты, предварительно нагретые паяльником.
Независимая пружинная подвеска позволяет лыжам повторять рельеф местности и входить в повороты, как на велосипеде — с наклоном внутрь поворота. К тому же она хорошо амортизирует, придает плавность ходу.
На велосипед лыжная приставка устанавливается как обычная рама на переднюю вилку: на осевую трубу надеваются нижний упорный подшипник, рулевая втулка и верхний упорный подшипник, стягиваются гайками регулировки и затяжки.
После смазки шаровых шарниров, осей и штоков снегоход готов к эксплуатации.
Однако на этом метаморфозы «Миши» не исчерпались. Подросла моя дочь, и ей тоже захотелось кататься на велосипеде. А с чего начинают новички? Обычно с падений. Чтобы избежать их, а также побыстрее научить дочку ездить, я соорудил тандем. Сын занимал место на переднем сиденье и с удовольствием возил сестру по двору. Ей осталось только крутить свои педали. Научившись держать равновесие, она стала кататься самостоятельно. А тандем служит теперь развлечением для соседских ребятишек.
Вот как он устроен. Два серийных «Миши» состыкованы с помощью узла, который сделан из отслужившей свой срок велосипедной рамы.
Стойка с кареткой и осью — это нижняя часть подседельной трубы, а тяги — отрезки тонких труб рамы. Стойка укорочена до 165 мм, обточена до 0 25 мм на длину 162 мм, а сверху нарезана резьба М25X1. Ось вынута из каретки, и ее концам придана цилиндрическая форма под резьбу М8 на длину 14 мм. Затем она вставлена обратно, и к ней привинчены ушки горизонтальных и вертикальных тяг.
С переднего велосипеда снят багажник. Вместо него установлены вертикальные тяги стыковочного узла. Горизонтальные тяги прикреплены к зажиму подседельной трубы.
С заднего велосипеда снято переднее колесо с вилкой, рулевая втулка его надета на стойку стыковочного узла, установлен руль. При этом оси всех трех кареток строго параллельны, чтобы тандем имел строго одно положение равновесия. И еще: в ведущие колеса тандема вмонтированы втулки с тормозами от велосипеда «Школьник» — для большей надежности.
Для подобных переделок прекрасно подойдут велосипеды более поздних марок!
Журнал «САМ» №5, 1994 год