Сани-лимузин
Такие сани рассчитаны на одиночного любителя катания с гор. Для этого на обычных рулевых санях крепится конструкция из деревянных реек, обтянутая синтетической прозрачной пленкой, которая обеспечивает хорошую видимость и вместе с тем предохраняет от обжигающего ветра при спуске с крутой горы.
Длина закрытого кузова для саней-лимузина зависит от роста любителя этого вида спорта. Она колеблется от 1200 до 1500 мм. Деревянные рейки перед изгибанием лучше всего пропарить. Места соединений крепятся шурупами на клею.
Лыжный скутер
Конструкторы-водномоторники первые скутеры создавали по образу канадских саней, получивших название от английского слова «scout» — мчаться.
Наш простейший скутер мы сделаем из старых лыж. Чтобы придать лыжам устойчивость, их скрепляют на шурупах деревянными поперечными перекладинами длиной 350—400 мм спереди и сзади, недалеко от грузовых площадок. К передней перекладине карточными петлями крепится трубчатая опора, размер которой выбирается по росту. Когда лыжник поднимается в гору, трубчатая опора отгибается. При скатывании с горы надо изменить центр тяжести, сгибая ноги и наклоняя корпус; это позволит развить большую скорость.
На лыжном скутере можно катить и по равнинной местности, тогда одна нога стоит на грузовой площадке и закреплена, а другая опускается на снег и толчками помогает набирать скорость.
Рессорный ски-боб
Горные сани — ски-боб, по виду напоминают санный велосипед, передняя лыжа которого служит рулем. Катание на ски-бобе давно признали как вид спорта, и по нему проводятся чемпионаты Европы и мира.
Раму ски-боба делают из дюралевых трубок или дерева. Однако обычные ски-бобы, встречаясь с различными неровностями, основательно «встряхивают» гонщика, нередко даже сбрасывают его со снежного велосипеда. Вот почему удобнее рессорный ски-боб. Металлическая пружина-рессора закрепляется в металлическую трубку, чтобы при резких толчках она не изгибалась и обеспечивала плавный подъем и спуск седла, на котором находится саночник.
На рисунке изображена только схема рессорного ски-боба. Конструкций может быть великое множество. Главное — добиться, чтобы любое препятствие не вызывало сильной тряски.
Крылатый конькобежец
Катание на коньках под парусами — один из старейших видов зимнего спорта. В Архангельске есть любители катания под парусами не только на коньках, но и на лыжах.
Конькобежцы даже при маленьком парусе могут развить сравнительно большую скорость. Катаются на коньках под парусом большей частью на замерзших водоемах, еще не покрывшихся снегом. Можно кататься и по ледяному "полю. Лучше всего при этом пользоваться крыловидным парусом. Он невелик, легок, отзывчив на маневр и, главное, дает отличный обзор местности.
Чтобы сделать крылатый парус, нужно соединить две дугообразные рейки в крыло и обтянуть их легкой, но плотной тканью. «Размах» паруса — полтора-два роста конькобежца.
Микробуер
Буер — это сани на трех полозьях или лыжах под парусом. Конструкции буеров очень разнообразны. Один из них изображен на рисунке. Его части: корпус длиной 1,5—1,8 м, поперечный брус длиной 1 м, сиденье, боковые коньки и рулевой конец или лыжа. На мачте крепится бермудский — треугольный — парус.
Журнал «САМ» №6, 1994 год