Сельский механизатор сразу понял, что за машину соорудил сосед: плуг, подвешенный сзади, и ручки управления характерных очертаний говорили сами за себя. Конструкция мотоплуга явно не представляла большой сложности. Марка двигателя была знакома соседу. Точно такой же мотор вместе с деталями отбегавшего свое мотороллера лежал у него в сарае под брезентом — все руки не доходили отремонтировать...
Тем временем Ильичев развернулся и, прибавив газу, заглубил плуг в почву. За ним в приглаженной снегом и дождями земле появилась первая борозда. Так состоялось «боевое» крещение «Вятича», самодельного мотоблока, созданного инженером-конструктором Ильичевым.
С тех пор жители подмосковной деревни Морозки часто видят, как работает на участке механический помощник огородника. Закустился картофель — Ильичев, сменив колеса и почвообрабатывающий орган, выводит его в огород окучивать посадки... Надо перевезти что-либо — и вот вместо плуга или окучника позади «Вятича» самодельная же тележка. Урча двигателем, мотоблок уверенно тянет доверху нагруженную тележку и седока в придачу — почти полтонны.
Приходит время заготавливать на зиму дрова — и тогда Ильичеву помогает его микроуниверсал. Он снимает двигатель с рамы «Вятича» вместе с кронштейном крепления и ставит на простое приспособление с маятниковой дисковой пилой.
Очевидна польза мотоблока в сельском хозяйстве. И сосед Ильичевых все чаще стал останавливаться возле своего разобранного мотороллера...
Условно конструкцию мотоблока можно разделить на пять частей: раму, моторную группу, трансмиссию, колеса и держатель почвообрабатывающих орудий с органами управления. Так, по порядку и будем рассматривать устройство «Вятича» (рис. 1).
Рама
Рама (рис. 2) сварена из трех балок — отрезков швеллера № 8. В стенке верхней балки в двух отверстиях нарезана резьба М8 для крепления кронштейна двигателя. Там же, чуть ниже отверстий, приварен центральный упор — уголок с регулировочным болтом М8x60 мм, которым можно передвигать кронштейн по раме. Для чего — прояснится позже.
К нижней и наклонной балкам рамы приварены квадратные стальные пластины — платформы ходового и промежуточного мостов мотоблока. Отверстия в платформе ходового моста для крепления его корпуса — цилиндрические. В платформе же промежуточного они сделаны в виде пазов, а ниже платформы к полкам наклонной балки приварены два боковых упора с регулировочными болтами М8x60 мм.
К задней части рамы приварена прямоугольная пластина — пята, а к ней — снаружи — петли подвески держателя. К внутренней стороне пяты приварена серьга с отверстием ∅10 мм, в которое входит регулировочный болт держателя.
Моторная группа
Моторная группа «Вятича» состоит из двигателя, кронштейна крепления его к раме, выходной звездочки и топливного бака. Двигатель взят от широко известного мотороллера «Вятка-150 М» (можно и от «Электрона»). Серьезным доработкам он не подвергся, но кое что в нем изменено. Труба карбюратора (рис. 3) отделена от фланца, развернута на 180° в горизонтальной плоскости и вновь приварена к фланцу (иначе при установке двигателя на раму карбюратор упрется в конструкцию; по той же причине удален и глушитель). Рычаг кикстартера в двух местах надрезан, согнут по надрезам и в таком виде сварен. После этого рычаг, опускаясь при запуске двигателя, перестал задевать колесо.
Доработан и сектор переключателя передач. К нему приварен стальной пруток с шариком на конце, до которого можно без труда дотянуться, находясь за ручками управления мотоблоком.
Выходная звездочка (см. рис. 1) надета на вал отбора мощности двигателя. У нее 19 зубьев с шагом 12,7 мм. Шлицы звездочки соответствуют шлицам вала.
Двигатель установлен на раме с помощью кронштейна, сваренного из нескольких деталей, в основном отрезков швеллера №8 (рис. 4). Зажим кронштейна, стянутый болтами, обхватывает шейку выходного вала и надежно удерживает двигатель. Сам кронштейн прикреплен к раме двумя болтами М8x10 мм. Для этого в его основании пропилены пазы, что позволяет перемещать кронштейн по раме и тем самым менять натяжение ведущей цепи (регулировочный болт при этом вращается в упорной гайке, приваренной к низу консоли). А чтобы кронштейн при регулировке не перекосился, к краям его основания приварены ограничители, которые ориентируют кронштейн вдоль верхней балки.
Топливный бак цилиндрической формы установлен на двух стойках над двигателем. Топливо из него поступает в карбюратор самотеком.
Трансмиссия
Трансмиссия — это промежуточный и ходовой мосты (см. рис. 1) взятые от списанных картофелеуборочных комбайнов, звездочки, фланцы колес и цепи. Промежуточный мост размещается на платформе наклонной балки рамы и может немного перемещаться в ее пазах, натягивая ходовую цепь. Натяжение регулируется болтами М8X60 мм в боковых упорах рамы.
На левые шлицы вала моста насажен и зафиксирован винтом М6Х8 мм блок промежуточных звездочек. Большая из них имеет 64 зуба, меньшая — 18. Шаг зубьев одинаков — 12,7 мм. Крутящий момент с выходной звездочки двигателя цепями от мотоцикла «Ява» передается на промежуточный мост, а с него — на ходовой. Там звездочка имеет 30 зубьев с шагом 12,7 мм и сделана вместе с фланцем крепления левого колеса мотоблока. Насажена она на шлицы левого конца вала моста и зафиксирована винтом М6X8 мм. На шлицы правого конца ходового моста точно так же насажен и зафиксирован фланец крепления правого колеса.
Колеса на «Вятиче» мотороллерные (рис. 6). Только диски их крепления к фланцам самодельные, вырезанные из стального листа. Для лучшего сцепления с почвой колеса оборудованы грунтозацепами — уголками с полками шириной 25 мм (по восемь штук на колесо). Уголки двух типов: половина их с лапками, половина без лапок. Крепятся они, чередуясь, к двум комбайновым цепям, надетым на шины. Чтобы цепи не соскакивали, лапки у грунтозацепов отогнуты к колесам.
При пахоте левое мотороллерное колесо снимают и на его место ставят поддерживающее. Оно целиком металлическое (см. рис. 1): диск вырезан из стального листа, а восемь грунтозацепов — из уголка с полками шириной 25 мм. Соединяются уголки с диском сваркой. Поддерживающее колесо к фланцу крепится теми же болтами, что и мотороллерное.
И наконец, последний узел — держатель почвообрабатывающих орудий с органами управления. Подвешен он на петли в задней части рамы Узел представляет собой сварную конструкцию (рис. 7), основные детали которой — отрезки трубы и швеллера № 8. Держатель изготовлен непосредственно из швеллеров: из одного, к полкам которого приварена замыкающая стенка, сделана обойма (в ней крепятся почвообрабатывающие орудия), из другого —регулируемый кронштейн. Два нижних отверстия этого кронштейна выполнены в виде пазов. Если болты крепления в них отпустить, а регулировочный болт держателя гайками перемещать относительно серьги рамы, то угол установки в вертикальной плоскости, скажем, плуга будет меняться в пределах 8°. Оптимальный же угол установки плуга для каждого вида почвы определяют, как правило, во время эксплуатации.
К пяте держателя приварены ручки управления. Чтобы соединение было надежным, место сварки усилено накладной косынкой и ребром жесткости. На концы труб надеты пластмассовые или резиновые рукоятки. Перед ними винтами М6X8 мм закреплены хомуты рычагов управления мотоблоком: слева рычаг сцепления, справа — газа. Тросики от них идут непосредственно к муфте и заслонке карбюратора двигателя. Все эти органы управления — от мотороллера.
В заключение несколько слов о почвообрабатывающих орудиях. Долото и культиватор-окучник взяты без переделок от списанного культиватора. Ими хорошо разрушать слежавшуюся земляную корку и окучивать картофель. А вот плуг — самодельный (рис. 5). Основа его — предплужник обычного навесного плуга. Снизу к нему приварен упор из стальной заостренной пластины, а сверху — к отвалу — отражатель. Эти дополнительные элементы помогают правильно формировать борозду. Чтобы крепить это орудие в обойме держателя, в стойке предплужника просверлены два отверстия. Используя их, можно менять и глубину вспашки.
Мотоблок «Вятич» построен в 1972 году и с тех пор исправно служит Ильичеву. Конструкция его непрерывно совершенствовалась и сейчас имеет тот вид, который описан в данной статье. Поэтому она в достаточной степени отработана, и ее можно рекомендовать для повторения тем, кто захочет механизировать работу на приусадебном участке. Если под рукой не окажется именно тех узлов и деталей, которые перечислены выше, то не беда. Конструкция настолько проста, что без ущерба претерпит возможные изменения. Важно только выдержать основные пропорции и взаимное расположение агрегатов.
Не менее существенен и правильный уход за мотоблоком. И тогда маленький богатырь «Вятич» будет служить долго и безотказно.
Журнал «САМ» №4, 1994 год