Идея создания этого велосипеда возникла у меня давно. Около двух лет он существовал в виде эскизов отдельных деталей. За его изготовление я взялся лишь весной 1994 г. А летом он успешно выдержал испытания на «деревенских» дорогах. На даче — за весь сезон ни одной поломки. С амортизатором на заднем колесе велосипед приобрел просто удивительную мягкость хода. Кочки и рытвины он преодолевает лишь слегка покачиваясь. Ни толчков, ни тряски не ощущается. Но появился у него и один недостаток, с которым приходится мириться: стало трудно быстро разгоняться, привставая на педалях; при попытке резко нажать на педаль велосипед «приседает» и только после этого увеличивает скорость. Поэтому резкий разгон сопровождается мягким раскачиванием велосипеда вверх-вниз.
Переделка рамы дорожного велосипеда каких-либо особых трудностей не представляет, но токарные работы и сварка — необходимы. Сама переделка займет не больше одного дня, если заранее подготовить все детали и соблюдать определенную последовательность операций.
Сначала надо удалить часть рамы А (рис. 1), пока не разрезая ее в точках Б и В. Затем вмонтировать новый кусок из более толстостенной трубы подходящего диаметра так, как показано на рис. 2, и подогнать по месту усиливающие косынки из листовой стали толщиной 3...3,5 мм.
Затем раму нужно разрезать в точке Б (см. рис. 1), но не по сварному шву, а оставив на месте утолщенные концы трубок длиной примерно 10 мм для крепления втулки 1 шарнирного узла (рис. 3). К освободившимся концам трубок вилки заднего колеса приварить заранее собранный шарнирный узел, его подогнать по месту и приварить к нему детали 5 и 6 (см. рис. 3). Теперь подогнать и установить на место крыло заднего колеса. После этого можно удалить часть В (см. рис. 1) выше точки крепления крыла.
В последнюю очередь приваривается на свое место втулка 1 шарнирного узла (см. рис. 2 и 3). В момент сварки втулка 1 должна быть установлена и зафиксирована пальцем 2 в шарнире. Точность ее установки в процессе сварки необходимо проконтролировать по положению заднего колеса; оно и рама велосипеда должны находиться в одной плоскости.
На рис. 4 показана конструкция узла установки пружины и амортизатора. Точных размеров не привожу, здесь все будет зависеть от вида и размеров проушин амортизатора и размеров пружины, которые удастся найти. Жесткость пружины придется подбирать индивидуально, под вес седока. Под полной нагрузкой у пружины должен оставаться свободный ход сжатия не менее 50 мм, а вилка заднего колеса — занимать при этом горизонтальное положение. Последнее регулируется в некоторых пределах точкой установки верхнего узла крепления амортизатора.
Надо иметь в виду, что для мягкости подвески кроме пружины используют еще и амортизатор, который позволяет гасить колебания. Поэтому, если возможно, следует использовать такой амортизатор вместе с пружиной от подвески мотовелосипеда. Кроме того, шарнир задней подвески во избежание трения скольжения, можно сделать, используя резино-металлические втулки от мотовелосипеда или любого мотоцикла.
Журнал «САМ» №4, 1995 год