От всех них разом нам удалось избавиться, приспособив свою лодку «Нырок-4» под парус: с ним она стала и резвее и послушнее. А собственно дооборудование оказалось достаточно простым и компактным, то есть вписалось в удобства, характерные для надувных лодок.
Для оснащения «Нырка» использован треугольный парус от виндсерфера, вместе с мачтой и гиком, но с некоторыми доработками. Площади паруса— около трех квадратных метров— вполне хватает для обеспечения хорошего хода, в то же время сохраняется необходимая устойчивость лодки на воде. Полотнище выкраивается по чертежам, рекомендуемым для виндсерфера.
Мачта делается составной, из двух дюралюминиевых труб 0 30 мм и толщиной стенки 5 мм; длина мачты — 2,3 м.
Наибольшим трансформациям подвергается гик виндсерфера. Он собирается из изогнутых бамбуковых палок длиной 1,5 м или скрепленных попарно алюминиевых трубок ∅25 мм и толщиной стенки 3 мм. Они образуют две половины гика, соединяемые между собой двумя отрезками толстостенного резинового шланга, согнутого пополам и надвинутого одновременно на Оба конца дуг гика. Такая конструкция отличается простотой и надежностью в работе.
Мачта, а также гик, если он выполняется из дюралюминиевых трубок, для непотопляемости имеют на концах пенопластовые пробки-заглушки.
Для стабилизации движения лодки под парусом потребуется еще Два боковых шверца. Он могут быть изготовлены из листового дюралюминия подходящей толщины (или с ребрами жесткости), а также из толстой фанеры. Шверцы устанавливаются по обеим сторонам лодки непосредственно на попасти весел, для чего в шверцах имеются соответствующие отверстия. А сами весла стыкуются посредством деревянного (или дюралюминиевого) степса, имеющего специальные отверстия под ручки весел, а также вертикальный колодец под мачту: таким образом, он является центральным монтажным узлом.
Вся сборка может производиться непосредственно в лодке. От весел берутся лопасти; на них навешиваются шверцы так, что в их прорези заходят расширяющиеся части лопастей весел; ручки весел вводятся через резиновые уключины лодки в степс и закрепляются барашковыми болтами. Затем собираются мачта и гик; конец мачты устанавливается в степс. Вся конструкция получается одновременно и жесткой и гибкой: продольное смещение нейтрализуется упором шверцев в бока лодки, а у мачты возможен наклон только вперед или назад. При этом она удерживается одной рукой, а вторая за гика-шкот управляет парусом: все это напоминает «работу» на виндсерфере, только вместо положения «стоя»—«сидя».
При отклонении мачты поворачивается шверц-балка — степс с веслами. Тогда соответственно перемещаются вперед или назад концы лопастей шверцев. Удерживая гика-шкот и отклоняя мачту, мы не только регулируем силу тяги, но и смещаем центр парусности относительно центра бокового сопротивления — разворачиваем лодку в нужном направлении. Разложение сил при этом происходит таким образом, что усилие, Необходимое для удерживания мачты, Незначительное; кроме того, можно управлять и вдвоем, разграничив обязанности.
Все детали оснастки должны выполняться так, чтобы отвечать требованиям непотопляемости, поскольку сборка, как мы уже говорили, может выполняться на плаву, впрочем, и разборка тоже. Степс и шверцы укладываются в мешок, входящий в комплект лодки, а длинномерные гик и трубки мачты — в специальный узкий чехол.
Конечно, у этой конструкции есть свои недостатки. И прежде всего то, что при управлении необходимо постоянно держать в руках гика-шкот и мачту. Правда, это неудобство компенсируется спортивным интересом к самому управлению. Чего не скажешь о захлестывании через борт лобовой волны в лодку. Однако здесь тоже можно найти выход, уменьшая скорость или сконструировав на носу лодки простейший съемный волноотбойник.
Журнал «САМ» №4, 1995 год