Сани-монолыжа
Основа конструкции — еловая или сосновая доска с габаритами 40X300X650 мм. Еще лучше взять несколько досок толщиной 30—35 мм, прифуговать их друг к другу и склеить, наложив с обеих сторон фанерные (толщиной 4—6 мм) щечки.
На заготовку полоза (рис. 2) нанесите сетку со стороной квадрата, равной 50 мм, и аккуратно перенесите на нее контур полоза. Выкружной пилой вырежьте деталь и зачистите кромки.
Оковка полоза — стальная голоса 1,5X40X900 мм. Центр полосы должен совпадать с точкой отстоящей от носа саней на 325 мм. Чтобы достаточно плотно насадить на место оковку, воспользуйтесь следующим методом (рис. 3). Закрепите полоз на верстаке (это можно сделать с помощью обычных гроздей, забив их по контуру заготовки), оковка при этом должна плотно прилегать к основанию.
Далее просверлите в оковке пять отверстий по размеру имеющихся у вас шурупов (∅4—5 мм) и раззенкуйте их. Шурупы заворачивайте, начиная от середины влево и вправо, подгибая при этом полосу. Острые кромки оковки надо скруглить и тщательно зачистить.
Сиденье выпилите из листа фанеры толщиной 15—18 мм, зачистите торцы. Обшивку — искусственную кожу с поролоновой прокладкой — прибейте мебельными гвоздями. Крепится сиденье к полозу четырьмя шурупами: двумя непосредственно к полозу и двумя — к консолям, выгнутым из стальной полосы. Снизу к сиденью шурупами прикрепляются ручки — два деревянных бруска 20X20X125 мм.
Сани в рулоне
В сложенном, а вернее в свернутом виде такие сани весьма транспортабельны, переносить их можно даже под мышкой, а в багажнике автомобиля уместится несколько саней-рулонов.
Конструктивные особенности и форма таковы, что скольжение со склона проходит плавно, без скачков и тряски, а устойчивость (благодаря низко расположенному центру тяжести) настолько велика, что упасть с этих санок практически невозможно.
Днище саней сделано из линолеума или аналогичного ему материал? С верхней стороны оно усилено деревянными рейками. Передняя часть образована двумя круглыми деревянными шайбами ∅225 мм и толщиной 20 мм. Они скреплены четырьмя поперечными рейками в нечто напоминающее катушку. Линолеум прибивается к поперечным рейкам и шайбам небольшими гвоздями с широкими шляпками. В передней части санок устанавливаются также две продольные колодки, имеющие треугольную форму. В местах стыков колодок с поперечинами на первых сделаны пазы. Спереди колодки прикрепляются к шайбам с помощью болтов и гаек-барашков. Таким же образом колодки соединяются и с задней поперечной рейкой.
Для того чтобы санки скатать в рулон, достаточно отвернуть гайки-барашки и днище из линолеума обернуть вокруг катушки.
При длине саней в развернутом виде около метра на них вполне можно кататься втроем. Управлять санками лучше всего с помощью палки, притормаживая ею во время спуска. Для повышения коэффициента скольжения нижняя часть днища покрывается паркетной мастикой или натирается воском.
Журнал «САМ» №1, 1995 год