Особенно интересны работы энтузиастов буерного спорта в послевоенные годы. Появление новых типов буеров, и в первую очередь с жестким парусом-крылом, расширило возможности этих замечательных аппаратов. Спортсмены-буеристы освоили новые скорости, новую технику управления «ледовыми яхтами».
Однако дальнейшему повышению массовости и доступности буерного спорта сильно мешает отсутствие небольших дешевых буеров упрощенного типа для индивидуального пользования, которые можно было бы приобрести готовыми в спортмагазинах, как, скажем, надувную лодку или туристскую байдарку, либо построить своими силами из недефицитных материалов.
Больше всего, наверное, такие мини-буера нужны детям и подросткам, которым еще не под силу управлять настоящими спортивными буерами. Частично решает проблему буер класса ДН-6. Однако для ребят можно построить более простой и дешевый буер, в качестве паруса применить парус виндсерфера с минимальными переделками, не исключающими его использование летом по прямому назначению.
Такая попытка была предпринята замечательным энтузиастом технического творчества Г. С. Малиновским. Сегодня мы знакомим наших читателей сего разработкой. Оговоримся заранее: хорошие результаты этот мини-буер может показывать только на гладком льду, не имеющем снежных наносов, наледей и т. п. По льду, покрытому даже тонким слоем снега, он ходит хуже. Итак, знакомьтесь — буер для подростков.
«Снежинку» сможет построить каждый человек, мало-мальски владеющий столярными и слесарными инструментами. А при коллективной работе в школьном кружке и в Доме технического творчества буер можно изготовить буквально за несколько вечеров.
Общая компоновка буера показана на рисунке 1. Главная его часть — платформа, на которой закреплены мачта с треугольным парусом бермудского типа площадью 4 м2 и поперечная доска, несущая боковые неподвижные коньки. Рулевой конек так же, как у буера класса ДН-6, расположен в носовой части платформы и управляется штурвалом автомобильного типа, установленным в основании мачты. Это интересная особенность «Снежинки». Благодаря такой системе управления водитель может лежать на платформе головой по ходу движения. В результате понижается общий центр тяжести, уменьшается лобовое сопротивление и, что немаловажно, предельно опускается гик, а маневры им становятся безопасными для спортсмена.
Для постройки мини-буера потребуются следующие материалы; три хорошо просушенных сосновых доски размером 2300x100x25 мм (боковины платформы и ее каркас), одна доска (поперечная) 2100x120x25 мм, два листа водостойкой фанеры 1500X1500 мм толщиной 6—8 мм для обшивки платформы сверху и снизу и сосновый брусок длиной 3500 мм и сечением 60x60мм для мачты.
Платформу собирают на водостойком клее и после отделки несколько раз окрашивают масляной или глифталевой краской.
Последовательность сборки показана на рисунке 2. Вначале на гладком полу вычерчивают контур платформы. Здесь собирают каркас. Бруски рамы вяжут «вполдерева» на водоупорном клею. С одной стороны обшивают фанерой (крепление — клей и гвозди «взагиб»). Полезно сверху нагрузить конструкцию, например, кирпичами, оставив их до полного затвердевания клея. Затем выравнивают поверхность брусков каркаса, заклеивают вторую фанерную панель и притягивают ее гвоздями и шурупами вперемежку.
Теперь можно заняться изготовлением металлических деталей для поворотного механизма, коньков, основания мачты и рулевого колеса (рис. на 3 с. обложки).
Для коньков лучше всего подойдут бронзовые пластины толщиной 8—10 мм; в крайнем случае можно использовать пришедшие в негодность или просто ненужные хоккейные коньки. Рулевые барабаны, один из которых установлен на головке рулевого конька, а другой жестко прикреплен к рулевому колесу, вытачивают из дюралюминия или изготавливают из многослойной водостойкой фанеры и ставят на металлических фланцах. Фланцы крепят к платформе болтами М8. Рулевой трос толщиной 3—4 мм для предотвращения проскальзывания закладывают на шкивы в несколько оборотов.
Поперечную доску обрабатывают рубанком, циклей и наждачной бумагой в соответствии с чертежом, покрывают водоупорным лаком и крепят к платформе четырьмя болтами М8 с большими круглыми или прямоугольными шайбами, предотвращающими продавливание древесины; при быстром движении буера поперечная доска испытывает весьма значительные нагрузки! (По той же причине следует очень тщательно собирать рулевой и боковые коньки, следя затем, чтобы люфты в шарнирах были минимальными.)
Мачта имеет круглое сечение и переменный по длине диаметр; у основания 45, на высоте 1200 мм от платформы 60 мм и на верхнем конце 35 мм. Мачта такой формы легко и хорошо сопротивляется нагрузкам. Ее надо тщательно выстрогать в соответствии с чертежом, обработать полукруглой циклей и наждачной бумагой, после чего несколько раз покрыть водостойким масляно-смоляным или паркетным лаком. Применять дюралюминиевые трубы не рекомендуется. Нижним концом мачту вставляют в металлический стакан основания и дополнительно крепят к платформе тремя растяжками из 4-мм троса: спереди одной (штагом) и с боков двумя (вантами). Детали крепления растяжек к мачте и платформе показаны на рисунке.
Как уже говорилось выше, «Снежинка» оснащена бермудским парусом. Если в «хозяйстве» имеется парус для виндсерфера, его можно использовать безо всяких переделок, но все-таки лучше сшить специальный. Конструкция его несложна, и если удастся приобрести нужный материал (лавсан или ткань «парус», которую применяют яхтсмены), а пошивку выполнить на машине «зигзаг», качество паруса будет очень высоким. Более дешевый заменитель — перовая ткань или подушечный тик. Для нашего паруса потребуется около 10 погонных метров (в зависимости от ширины). Чертеж раскроя (см. рис. 1) сделан применительно к материи шириной 75 см.
В передней части паруса есть длинный рукав, в который продевают мачту. Гик в нижней части состоит из двух полукруглых половин, скрепленных 5-мм болтами. Такая система парусного вооружения предельно проста и в то же время обладает высоким аэродинамическим качеством. Гик крепится к мачте вертлюгом (см. рис. 1). Для управления парусом нужны гика-шкот (шнур или хорошая веревка диаметром около 10 мм) и два блока. Один из них крепят к гику другой к платформе, и через них пропускают гика-шкот, как показано на рисунке 1. Конец гика-шкота водитель буера при езде держит в руках.
Буерный спорт чрезвычайно увлекателен, однако управление «ледовыми яхтами» весьма специфично. Чтобы избежать возможных неудач, как следует изучите теорию и в первую очередь постарайтесь прочесть книжку Н. Людевига «Буер».
Журнал «САМ» №1, 1996 год