Тяга осуществляется наматыванием троса на катушку. Диаметр троса 5 мм. Орудиями для обработки почвы могут быть плуг, окучник, культиватор, борона и т. д. Грузы перемещаются на тележке, тяжелые бревна — на катках. Для подъема тяжелых предметов используются блоки или тренога (рис. 2). Электротягач свободно буксирует автомобиль. Малые габариты, простота обслуживания и управления делают его незаменимым помощником на подворье.
Электротягач устроен на базе планетарного мотор-редуктора типа МП32-40. Редуктор двухступенчатый с цилиндрическими прямозубыми шестернями, звольвентным зацеплением. Передаточное отношение равно 24. КПД редуктора — 0,96. Вместо штатного электродвигателя мощностью 1,5 кВт, 1400 об/мин подогнан электродвигатель облегченной конструкции в алюминиевом корпусе (АОЛ) мощностью 2,2 кВт, 2850 об/мин.
На силовой вал редуктора на шпонке посажена катушка для троса. Ее полезная ширина 100 мм, высота бортов 42,5 мм, диаметр сердцевины, куда наматывается трос, — 150 мм. Катушка вращается с частотой 118 об/мин. Длина окружности катушки равна 471 мм. Скооость движения рабочего органа — 3,3 км/ч. С такой скоростью за час можно вспахать шесть соток.
Сзади на удлиненный вал ротора на шпонке посажен тормозной барабан, а за ним вентилятор охлаждения двигателя. Под тормозным барабаном шарнирно закреплена фрикционная накладка. Под педалью установлен конечный выключатель. Во время нажатия на педаль он отключает реверсивный магнитный пускатель и накладка, прижимаясь к барабану, тормозит двигатель.
Под рамой приварены два опорных ножа-лопаты, которые надежно фиксируют злектротягач на грунте. Для этого служит и площадка, расположенная сбоку на раме. Реверсивный магнитный пускатель закреплен спереди двигателя, а кнопки «вперед» и «назад» — на самом двигателе. Переносят злектротягач за две ручки из полосовой стали. На полосы надеты поливинилхлоридные трубки.
Работают с электротягачем вдвоем. Его устанавливают в конце участка, подключают к сети. Два опорных ножа хорошо заземляют агрегат. Один человек включает кнопку «назад», второй по мере наматывания троса идет с плугом по участку. Первый включает кнопку «вперед», а второй идет за плугом, придерживая его. Когда плуг доходит до границы участка, первый нажимает на педаль тормоза.
Электродвигатель выключается и останавливается. Его переставляют поперек участка на ширину захвата обработки почвы, и процесс повторяется. После первой борозды плуг будет копировать его линию за счет движущегося по ней бороздного колеса.
Вспаханные электротягачем борозды получаются по длине прямолинейными и ровными. Не остается поворотных полос на углах, не утрамбовывается почва. Единственное неудобство — необходимо постоянно переносить рабочий инструмент. Но на обработке одного огорода это не сказывается. Если обрабатывать сразу несколько огородов, переноску можно механизировать, применив дополнительный блок.
Конструкцию плуга я позаимствовал у конного (рис. 3). Положил на отвал плотную бумагу и скопировал. С помощью шаблона из железа толщиной 3 мм вырезал детали и собрал плуг. Можно применить и конный плуг, но он тяжеловат для переноски. Раму сварил из труб диаметром 38 мм. Она позволяет ставить сменные орудия: плуг, культиватор, окучник.
Можно регулировать ширину захвата почвы плугом и глубину вспашки. Вес плуга всего 12 кг. Электротягачем я пользуюсь уже три сезона. Поломок пока нет, и заменять его какой-либо другой техникой не собираюсь.
Журнал «САМ» №5, 1996 год