Москвич Г. Кравец считает, что свой отдых на природе можно удобнее организовать, если переоборудовать обычный автоприцеп в каркасную палатку. Конечно, она будет уступать прицепу-даче, внутреннее помещение которой более просторно и оборудовано всем необходимым для временного проживания. Но такую раскладную дачу сделать легче. Если читатели пожелают получить чертежи и описание дачи-прицепа, редакция опубликует такие материалы. Пока же мы расскажем о конструкции каркасной палатки, которую построил Г. Кравец.
Складываемые элементы палатки — каркас и тент — перевозят в обычном покупном прицепе, например ММЗ-81021. В подготовленном для ночлега виде (рис. 1) палатку своим каркасом (рис. 2) прикрепляют к прицепу со стороны дышла.
Пол палатки сделан из четырех листов фанеры 10 мм размером 1370X500 мм, соединенных в виде «гармошки» (рис. 3) рояльными петлями. Одним концом пол прикреплен к переднему борту прицепа под дышлом.
В походном положении «гармошка» прикладывается вплотную к переднему борту прицепа и закрепляется в этом положении любым простейшим замком.
Основание пола размещают на двух лонжеронах, изготовленных из стальных уголков № 5 (лонжерон получается квадратного сечения), которые автор соединял взрывными заклепками с помощью вставных уголков №4 длиной 50 мм в полуметре друг от друга.
На стоянке пол опирается на четыре регулируемые подставки (рис. 4). Пятая находится под дышлом прицепа. Подставки регулируют по высоте, в зависимости от неровностей площадки, где стоит палатка, в пределах от 420 до 730 мм.
Пол окантован уголками № 5, причем к ним прикреплены штыри для установки вертикальных трубок каркаса (см. рис. 2). Уголки соединяют с досками пола шплинтами. Вертикальные трубки каркаса имеют ∅20, продольные и поперечные — ∅10 мм.
Тент шьют из водоотталкивающей ткани (брезент, плащпалаточное полотно, плащевка). В стенках устраивают продухи, затянутые сетчатой тканью — от комаров. Вход можно закрывать «молнией».
На стоянке прицеп ставят недалеко от автомобиля горизонтально с помощью опоры под дышлом. Лонжероны вставляют в гнезда на дышле, после чего раздвигают пол и выравнивают его опорами, верхние шипы которых вставляют в отверстия на окантовке пола. Нижняя часть каркаса в результате этого приобретает достаточную жесткость, и на ней собирают каркас тента.
Если тент пропускает воду, на него набрасывают полиэтиленовую пленку.
Напутствие создателям автоприцепов
Интерес к самодельным автоприцепам у автолюбителей большой, так как несмотря на широкий выбор их в магазинах, да и то в крупных городах, стоят они безумно дорого. Поэтому те, кто решил строить своими силами автоприцепы, должны знать следующее.
Чтобы без опасений выезжать с самодельным автоприцепом на отдых, надо после строительства зарегистрировать его в ГАИ и регулярно проводить технический осмотр. Для этого автоприцеп должен отвечать ОСТ 37001.220-80 и получить положительное заключение экспертной комиссии при органе сертификации, для чего следует подготовить техническую документацию на изготовленный (спроектированный) автоприцеп и направить ее в НАМИ (125438, Москва, ул. Автомоторная, 2) или в НИЦ ГАИ МВД РФ (109240, Москва, ул. Володарского, 2), в каком бы городе или регионе России вы не проживали.
При проектировании и строительстве автоприцепов будет полезна книга А. С. Мелик-Саркись-янца и Ю. М. Винокурова «Прицепы для легковых автомобилей» (М., изд. «Транспорт», 1979), хотя некоторые положения ее и устарели.
Фактическая грузоподъемность автопоезда зависит напрямую от автомобиля-тягача и конструкции самого прицепа, так как величину полной максимальной массы буксируемого прицепа регламентирует ГАИ в зависимости от модели автомобиля, с которым этот прицеп эксплуатируется. Для распространенных в России автомобилей эти данные приведены в таблице. Для импортных автомобилей и автомобилей, которые не вошли в таблицу, ГАИ требует чтобы максимальная полная масса прицепа, не имеющего тормозов, не превышала 30% снаряженной массы тягового автомобиля.
Не противоречащую установленным нормам фактическую максимальную грузоподъемность прицепа определяют как разность между разрешенной буксируемой массой для данного тягача и собственной массой прицепа. Отсюда можно сделать вывод, что при равной грузоподъемности прицепов выгоднее иметь более легкий и невыгодно иметь прицеп с завышенной по отношению к возможностям автомобиля-тягача грузоподъемностью, так как он всегда тяжелее.
Если автоприцеп с грузом, близким по весу к максимальному, будут буксировать автомобили ВАЗ (кроме «Оки»), «Москвич» или еще более тяжелые, то колеса у этого автоприцепа удобно иметь такие же, как у тягача, и одну запаску. На прицеп в этом случае можно поставить еще годные колеса, на которых уже поездил ваш автомобиль.
Для более легких прицепов этот вопрос решают индивидуально. Например, с маленькими колесами (от мотороллера или мотоколяски) прицеп иногда оказывается дешевле и удобнее, несмотря на наличие двух запасных колес в автопоезде.
Обязательно продумайте вопрос хранения прицепа. В гараже, даже очень небольшом, его можно хранить в положении «стоя на заднем буфере», если позволит высота гаража, а иначе придется делать приямок или хранить «на боку». В этом случае установите на борт прицепа упоры, на которые он будет опираться, чтобы не испортить краску, и снимите «верхнее» колесо, чтобы не стукаться лбом. Есть и другие варианты хранения.
При эксплуатации прицепа необходимо помнить, что автопоезд занимает почти в два раза больше места на дороге. «Поведение» автопоезда на дороге сильно меняется по сравнению с одиночным автомобилем той же модели. Например, у «Москвичей» ухудшается динамика разгона в большей степени, чем у «Жигулей», а у «Запорожцев» иногда возникают проблемы с торможением и т.д.
Устойчивость автопоезда всегда хуже, чем у одиночного автомобиля, поэтому откажитесь от поездок с прицепом в дождь, а тем более в гололед. Автомобиль в составе автопоезда изнашивается существенно быстрее. Автопоезд всегда имеет ограничение максимальной скорости до 80 или даже 70 км/час. Управлять автопоездом гораздо труднее. Попробуйте въехать с прицепом задним ходом в какой-нибудь узкий проезд.
Общий вывод. Если прицеп вы планируете использовать нечасто, то это устройство окажется, безусловно, полезным. Если он вам нужен для постоянной работы, покупайте «пикап».
* Приведенные данные взяты из книг: «Краткий автомобильный справочник НИИАТ» (М., изд. «Транспорт», 1984) и А. С. Мелик-Саркисьянц, Ю. М. Винокурова «Прицепы для легковых автомобилей» (М., изд. «Транспорт», 19/9), а также из журнала «За рулем». Если для некоторых моделей автомобилей и микроавтобусов, например ВАЗ-2121 «Нива», «Москвич»-427, УАЗ, в разных источниках приводятся разные данные, то мы даем данные из справочника НИИАТа. Следует обратить внимание, что НИИАТ вообще не рекомендует эксплуатацию некоторых марок автомобилей с прицепом.
Журнал «САМ» №2, 1996 год