Рама мотоблока сварена из стальных труб квадратного и прямоугольного сечения. Ее лонжероны — два метровых отрезка сечением 42X42X3 мм. К их концам приварены поперечные балки длиной 230 мм и сечением 30x30X3 мм. Рама усилена центральной поперечиной. Рядом с ней — под лонжеронами — приварены две опоры моста из отрезков прямоугольной трубы 45x20x3 мм.
Опорой двигателю и топливному баку служит согнутый из толстой стальной полосы П-образный кронштейн шириной 40 мм.
В качестве силового агрегата использован двигатель бензопилы «Урал МП-5» мощностью 5 л. с. К картеру подсоединен конический редуктор от бензопилы «Дружба». Через установленную на выходном валу редуктора звездочку 2, (16 зубьев) и цепь (шаг 12,7 мм) крутящий момент передается на звездочку Z2 первичного вала коробки перемены передач от мотороллера «Вятка».
Такая компоновка агрегатов может показаться излишне усложненной. Действительно, использовать двигатель от мотороллера в сборе с коробкой было бы проще, однако я выбрал этот вариант, исходя из наличия у меня деталей и узлов.
Так как двигатель довольно высокооборотный и трех передач в коробке недостаточно, предусмотрена возможность замены входной звездочки передач, чтобы получить необходимый диапазон скоростей для вспашки и транспортных операций. При установке звездочки с 36 зубьями получаем трансмиссию с высоким крутящим моментом, а с 16 зубьями — более быстроходную, обеспечивающую максимальную скорость мотоблока до 20 км/ч.
Чтобы при замене большой звездочки на малую цепь не провисала, в передаче имеется натяжная звездочка, ось которой можно перемещать в пазу лонжерона.
Выходная звездочка коробки передач Z3 (15 зубьев) связана цепью (шаг 19,05 мм) со звездочкой Z4 (11 зубьев) заднего редуктора от грузового мотороллера ТГА-200 «Муравей».
Чтобы обеспечить жесткую зависимую подвеску колес, пришлось провести ряд доработок. Из стального прутка выточены две полуоси, причем подшипниковой шейке придается размер, обеспечивающий посадку внутреннего кольца подшипника с натягом. Это необходимо для предотвращения осевого смещения полуосей. Затем на одном из концов каждой полуоси приварена шлицевая муфта, а на другом, после установки кольца под защитное уплотнение — колесная ступица. Эти детали можно использовать от полуосей «Муравья».
Несущий корпус полуоси изготовлен из толстостенной стальной трубы с наружным диаметром не менее 60 мм и длиной 220 мм. С одной из сторон расточено отверстие ∅52 мм, предназначенное для двух шариковых подшипников № 205, и канавка — для фиксирующего их пружинного кольца. Предохранит подшипники от грязи и удержит в них смазку кольцевое уплотнение из толстого листа войлока, установленное между двумя стальными пластинами. Другой конец корпуса вварен во фланец, присоединяемый болтами к картеру моста. Таким образом, картер редуктора с корпусами полуосей в сборе образует жесткий несущий мост. Он прочно закреплен на раме четырьмя болтами, пропущенными через отверстия лонжеронов рамы, а также двумя стремянками, прижимающими концы корпусов полуосей к опорным кронштейнам.
На шпильках ступиц полуосей смонтированы колеса от мотороллера. Их диски несимметричны, что позволяет менять колею: 500 мм — для обработки междурядий и 650 мм — для транспортных работ.
Увеличить сцепление можно с помощью простых грунтозацепов, изготовленных из отслужившей элеваторной цепи зернокомбайна с удаленными скребками. Цепь соединена в кольцо по размеру наружного диаметра приспущенного колеса. Разместив его посредине беговой дорожки, накачиваем шину — грунтозацепы прочно сядут на покрышку.
Все управление агрегатами мотоблока скомпоновано на руле — двух изогнутых соответственно росту водителя стальных трубах ∅22—25 мм, прикрепленных болтами к лонжеронам рамы. Здесь расположены рычаги дросселя карбюратора, выключения сцепления, переключения скоростей, включения реверса моста, а также кнопка остановки двигателя.
Для уменьшения вибрационных нагрузок все агрегаты силовой установки, кроме ведущего моста, смонтированы на раме через резиновые прокладки.
Навесное оборудование может быть самым разнообразным — исходя из конкретного назначения и условий эксплуатации, ну а тяговые характеристики мотоблока вполне позволяют применять однолемешковый плуг, культиваторы и окучники на два рядка, зубовую борону шириной 80 см и бульдозерный отвал шириной около 70 см.
Для выполнения разнообразных транспортных операций мотоблок соединяют с одноосной тележкой. На ее сваренной из стальных профилей раме закреплены вместительный деревянный кузов, сиденье водителя и поворотное сцепное устройство, обеспечивающее вертикальную жесткость соединения. Колеса с тормозными барабанами (от «Муравья») оборудованы механическими тормозами, управляемыми педалью с места водителя.
Журнал «САМ» №2, 1996 год