Одним из представителей этого типа лодок является «Ладога» М1-В — одиночная плоскодонка с тупой кормой и острым носом (рис. 1), состоящая из четырех отсеков. Носовой (I) и кормовой (IV) обеспечивают большую грузоподъемность и непотопляемость — они герметичны. Два средних отсека (II, III) служат для размещения гребца и груза и имеют более высокие борта. Скрепляют отсеки двумя парами тросов, идущих от форштевня вдоль лодки: одна пара — по верхнему краю борта через пазы в шпангоутах, а другая — с наружной стороны по днищу вдоль стрингеров. Закрепляют тросы на носу в металлической несъемной накладке, охватывающей форштевень, а на транце — в двух съемных металлических или деревянных планках, через которые проходят натяжные винты с барашками.
Переборки создают поперечную жесткость и водонепроницаемость каждого отсека. Для удобства расположения гребца две средние переборки делают низкими, но при полной загрузке лодки их верхняя кромка должна быть выше уровня воды.
В процессе разборки и укладки самый длинный и широкий отсек (III) накрывает все остальные в поперечном направлении (см. рис. 1, г) кормовой и носовой укладывают вдоль отсека II узким концом одного к широкому другого. Сложенная и связанная дорожными ремнями, лодка имеет вид чемодана, внутри которого помещают разборные распашные весла, состоящие из двух половинок.
Собирать лодку нужно в такой последовательности: устанавливают отсеки, заводят тросы за фиксирующие шипы на транце и слегка натягивают винтами, укладывают тросы вдоль наружных стрингеров на днище, вводят в пазы на концах шпангоутов и окончательно натягивают транцевыми винтами с барашками.
На всякий случай, во избежание смещения средних отсеков, в отверстие верхних поперечных реек третьего и четвертого шпангоутов вставляют фиксирующий шплинт. Сильно натягивать трос не следует. Для проверки нужно взять одной рукой за середину борта, встряхнуть лодку и, если не чувствуется сдвигов отсеков, натяжение можно считать вполне достаточным. На сборку и разборку затрачивается около пяти минут.
Грузоподъемность лодки при осадке 10 см — более 70 кг. Греблю осуществляют парой распашных весел.
Уключины на высоких подуключинах могут закрепляться в любом месте. Для груза может быть использован носовой отсек с герметически закрывающимся люком. Вес лодки с обшивкой из 3-мм фанеры — около 12 кг.
Изготовление лодки
Перед началом работы надо изучить чертежи и спецификацию, подготовить материалы, инструменты и рабочее место.
Работа начинается с раскроя обшивки бортов по размерам, указанным на рабочем чертеже, причем в размерах должны быть учтены подъем днища и прогиб борта (рис. 2). На каждом из двух одинаковых листов обшивки левого и правого борта крепят на клею шурупами или гвоздями вертикальные ветви шпангоутов-переборок, отступая от края листа на толщину обшивки. Между вертикальными ветвями точно подгоняют по месту и устанавливают привальные брусья и скуловые рейки без зазора на обшивку днища. Все вертикальные и продольные рейки первого и четвертого отсеков имеют сечения 10x10 мм, во втором и третьем нижние продольные рейки — тоже 10X10 мм, а верхние продольные бортовые — 10x20 мм; вертикальные ветви третьего и четвертого шпангоутов — 10x30 мм, второго и пятого — 10x20 мм.
форштевень имеет в сечении равнобедренный треугольник с основанием 40 и высотой 30 мм. Все рейки и штевень стыкуются под разными углами впритык. Для обеспечения большей прочности стыки необходимо точно подгонять один к другому и соединять длинными тонкими гвоздями в торец с предварительным сверлением отверстий.
Покончив с бортовой обшивкой, можно приступать к нарезке листов поперечных переборок, размеры которых даны с учетом того, что бортовая обшивка перекрывает переборки. Поперечные рейки закрепляют на верхней и нижней кромках переборок без зазоров на обшивку днища. Для второй и пятой переборок используют верхние рейки размерами 10x20, а в остальном — 10x10 мм. Днищевые листы нарезают по указанным на чертеже размерам, которые предусматривают перекрытие всех стыков на днище.
Возникает вопрос, следует ли делать перерасчет размеров, если будет применена не 3-мм обшивка, а другой толщины? В этом случае можно изменить лишь размеры листов днища и палубы, увеличив или уменьшив их со всех сторон на разницу с другой обшивкой. Эти припуски можно брать с запасом, после сборки они легко состругиваются.
Через сутки, когда клей хорошо схватится, можно собирать отсеки. Поперечные переборки на клею и шурупах крепят к бортовой обшивке, затем ставят на место обшивку днища. Продольная симметрия днища и переборок должна быть заранее выверена, а для проверки в процессе сборки на переборках и днищевых листах с наружной стороны прочерчивают диаметральную плоскость (ДП).
Собрав отсек, на днище набивают окантовку из алюминиевой полоски шириной 22 и толщиной примерно 0,25—0,50 мм Она крепится мелкими гвоздями или шурупами с шагом 10—20 мм (рис. 3). На полоске заранее должны быть наколоты отверстия. Гвозди для этого применяют размером 1X10—12, а шурупы — 2X10—12 мм. Чтобы надежнее прикрепить днищевую обшивку к скуловым рейкам, окантовку надо ставить, пока не схватился клей. Материал для окантовки не всегда можно найти, поэтому алюминиевую полоску замените лентой из прочной материи типа брезента, поставив ее на водостойком клею, не разрушающем ткань, и хорошо прокрасьте после окончания сборки.
Закрепив обшивку, ставят на клей днищевые наружные стрингеры (рейки 10x10 мм), прессуя их шурупами по концам шпангоутов. Если набивать гвозди или шурупы по всей рейке, тонкая обшивка быстро даст течь. Поэтому в средней части стрингеры ставят на клею и запрессовывают грузами весом 4—5 кг. Концы реек предпоследних отсеков окантовывают по скосам металлической лентой, как показано на рис. 3, а.
Для большей прочности второго и третьего отсеков после сборки следует скрепить уголками все стыки их верхнего края (рис. 3, б, г).
Подуключину (рис. 4) с вертикальным стержнем для упора весла вытесывают из одного куска дерева (желательно твердого) высотой 140, толщиной примерно 35—40 и шириной 55 мм. Ее прикрепляют к любому месту борта щекой из 10-мм фанеры с крепко привинченной на клею планкой (13х13 мм). Щека, прижатая винтом, поставленным на уровне борта, действует по принципу тисков.
На вертикальный стержень, служащий упором для весла, надевают резиновую полоску, удерживающую весло, когда гребцу надо высвободить руки.
Заканчивают изготовление лодки креплением тросов и окраской. Два троса длиной по 5 м продевают через отверстие в накладке (рис. 4, б), прикрепленной шурупами к штевню, концы тросов временно закрепляют в натяжных болтах транцевых планок, устанавливают точную длину тросов и окончательно заделывают их концы, продевая и вплетая последовательно все отдельные пряди через одну нерасплетенную. Каждую прядь троса вплетают не менее трех раз. Все место соединения надо оплести тонкой латунной проволокой или крепким шпагатом, а оплетку закрасить, покрыть лаком или клеем (рис. 4, в). Чтобы научиться прочно заделывать трос, лучше всего обратиться к пособиям по такелажному делу.
После изготовления лодку окрашивают масляной краской. Спецификация деталей и материалов, необходимых для постройки лодки «Ладога» М1-В, приведена в таблице.
Изготовление обшивки
Чтобы лодка прослужила вам больше двух сезонов, следует внимательно отнестись к выбору фанеры для обшивки. Идеальный вариант — использовать бакелизированную или авиационную фанеру. Если достать такую не удастся, следует убедиться в водостойкости той фанеры, какая есть. Для этого образец ее надо сутки подержать в воде и кипятить затем в течение часа. После такой процедуры прочность испытуемого образца на отрыв слоев не должна заметно снизиться.
Если все-таки водостойкость фанеры недостаточна, ее необходимо пропитать горячей олифой. Поверхность фанеры покрывают натуральной олифой и проглаживают утюгом, нагретым до 150—200°С. Эту операцию повторяют до тех пор, пока фанера не перестанет впитывать олифу.
Крепеж
Лучшие крепежные детали, применяемые в судостроении, — латунные. Обычные стальные гвозди и шурупы использовать в судостроении нельзя. Они должны быть либо оцинкованными, либо их предварительно накаляют до вишневого цвета и опускают в олифу. В крайнем случае, непосредственно перед установкой крепеж обмакивают в лак или краску. Однако рассчитывать на долгую жизнь лодки, построенной на таком крепеже, не приходится.
Даже руководствуясь пособиями по такелажному делу, непросто заделать петлю на тросе (огон). Удовлетворительные результаты можно получить, используя для заделки огона отрезки медной трубки длиной 60—80 мм (см. рис.). Трубку расплющивают попеременно в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, после чего свободный конец троса, торчащий из трубки, надо аккуратно отрубить заподлицо с трубкой зубилом. Перед началом работы, чтобы медь легче плющилась, ее следует «отпустить», нагрев докрасна и опустив в холодную воду.
Чрезвычайно полезные советы по технологии постройки лодки и материалам, необходимым для этого, читатель сможет найти в разделе «Судостроение».
Журнал «САМ» №3, 1996 год