Как-то я прочитал о самодельном малогабаритном тракторе «Амурчонок». Идея понравилась, и я решил сконструировать свою машину для пахоты и уборки урожая в огороде, выполнения различных работ на сенокосе, для облегчения других видов тяжелого физического труда в подсобном хозяйстве. Считаю, что мне это удалось. Трактор получился маневренным, достаточно мощным, вполне симпатичным внешне и надежным — это подтвердили годы практически постоянной эксплуатации в суровом сибирском климате. На районной выставке «Техническое творчество молодежи и школьников Сибири» весной 1983 г. мой «Зубренок» получил высокую оценку и был отмечен почетным дипломом.
Конструкция его определилась после выбора основных агрегатов, трансмиссии и ходовой части.
Рама прямоугольной формы изготовлена из отрезков стального швеллера № 10. Ее поперечные уголки служат кронштейнами для установки двигателя, редуктора и коробки передач, а продольные, в задней части — для заднего моста. Две стойки из стальных пластин толщиной 8—10 мм с подкосами являются опорами для параллелограм-много прицепного устройства с силовым гидроприводом. Соединить элементы рамы можно сваркой или на болтах.
Задний мост — от списанного грузовика «ГАЗ-51». Для уменьшения колеи я его разобрал, укоротил чулки картера и полуоси. После сборки минимальная колея задних колес получилась около 1 м, однако перестановкой ступиц колес ее можно расширить до 1,5 м.
Тормозами оснащены только задние колеса. Они достаточно эффективны для относительно невысокой скорости движения даже на максимальной передаче. Зато раздельный механический привод на тормозной механизм правого и левого колес существенно увеличивает маневренность и проходимость машины.
Передний мост типа используемого на тракторе «Беларусь» — самодельный, сварен из толстостенных стальных труб ∅48 мм. Для крепления к раме имеет посередине поперечной балки продольную втулку с отверстием ∅20 мм под болт-ось. Вертикальные втулки балки переднего моста снабжены бронзовыми гильзами — подшипниками скольжения. Поворотные стойки колесных осей фиксируются там гайками, а между собой соединяются с помощью двух рулевых рычагов и поперечной рулевой тяги. Боковое плечо левого рычага продольной тягой связано с рулевым механизмом с укороченным валом от «ГАЗ-51».
Передние колеса со ступицами взяты от мотоколяски СЗА, а задние — с передка трактора Т-40.
В качестве двигателя использован пускач ПД-10 от ДТ-54. Для повышения мощности и надежности его пришлось значительно усовершенствовать, а для удобства эксплуатации, особенно в зимнее время, переоборудовать на воздушное охлаждение. Поэтому на место снятого цилиндра установил другой — от мотоцикла ИЖ-«Планета». Принудительный его обдув обеспечивал электровентилятор от кондиционера «Кировца», заключенный в цилиндрический кожух. И хотя мощность электродвигателя невелика — всего 25 Вт, — летом он не перегревается. Ну а зимой или при прогреве вентилятор можно отключать.
форсировать двигатель удалось за счет большего наполнения цилиндра и увеличения компрессии. Между карбюратором и цилиндром установил блок лепестковых клапанов. Его корпус отлил из алюминиевого сплава, а перегородку с пластинчатыми клапанами взял от лодочного мотора «Ветерок-12», разрезав пополам, вклеил туда на эпоксидной смоле. Фазу впуска увеличил до 120° относительно ВМТ переделкой поршня, обрезав нижнюю часть юбки на 30 мм. Все это вместе с установкой на поршне третьего компрессионного кольца обеспечило увеличение максимальной мощности до 20 л. с., а скорости вращения двигателя до 4700 об/мин. Кроме того, двигатель стал отлично запускаться в любую погоду.
Система зажигания оставлена стандартной — от магнето, а вместо регулятора оборотов установлен шкивокдля привода генератора Г-130в. Топливо к мотоциклетному карбюратору К-36 подается бензонасосом от «Ветерка», а воздух — через любой мотоциклетный фильтр с сухим элементом или масляно-инерционный от УД-2. У него же позаимствован и глушитель. Двигатель запускается стартером СТ-130в от размещенного под сиденьем водителя автомобильного аккумулятора.
Трансмиссия трактора устроена следующим образом. Двигатель соединен с редуктором и муфтой сцепления от трактора ДТ-54. Затем цепной передачей вращение сообщается первичному валу коробки передач от «ГАЗ-51», выходной вал которой соединен с главной передачей заднего моста. Поскольку картер последнего, как и коробка передач, закреплен на раме жестко, соединить их можно не карданом, а разрезным валом через постоянную упругую муфту. В итоге трактор имеет 10 передач: 8 — вперед и 2 — назад, что позволяет выбирать наиболее оптимальный режим работы двигателя для движения со скоростью от 1,5 до 35 км/ч.
Необходимый для универсальной сельхозмашины вал отбора мощности приводится во вращение от той же цепи, что и коробка передач, однако его целесообразно включить через промежуточную муфту сцепления, чтобы вал можно было отсоединять от двигателя.
Гидросистема трактора, облегчающая использование различных навесных орудий, состоит из масляного насоса НШ-10ел, приводимого во вращение от закрепленной на КПП раздаточной коробки, гидрораспределителя от трактора Т-16, бака, шлангов рабочего гидроцилиндра (от колесного цилиндра поворотов комбайна), а также выходных штуцеров для подсоединения дополнительных рабочих цилиндров исполнительных механизмов.
Вся облицовка — передок, откидывающийся на петлях вперед капот, основание щитка приборов, крылья, рама сиденья — сделана из уголка и листовой стали толщиной 0,5—1,0 мм. Топливный и масляный баки сварены из стального листа толщиной 2 мм; подвешенные за спинкой сиденья, они не занимают много места.
Для удобства эксплуатации в темное время суток, а также для движения в транспортном режиме трактор оснащен всеми необходимыми электроприборами: фарами от мотоцикла «Восход», световыми указателями поворотов от «Москвича», задними габаритными и стоп-сигналами от трактора «Беларусь».
Контролировать работу двигателя, электрооборудования, тормоза помогает щиток приборов. Спидометр показывает пройденное трактором расстояние. Сейчас это сотни тысяч километров, так что экзамен на надежность мой «Зубренок» давно сдал на «отлично». Но я считаю, что его возможности еще не полностью исчерпаны, хотя 13 имеющихся навесных и прицепных орудий: плуг, культиватор, окучник, борона, дождевальная установка, прицеп и другие — позволяют выполнять самые разнообразные операции.
Тем, кто решил сделать такой трактор, напоминаем, что в связи с отсутствием технических требований к самодельным тракторам выезжать на них на дороги общего пользования не разрешается. Микротрактор вы можете эксплуатировать только на своем приусадебном участке. Что же касается конструкции, то она может быть и изменена. Например, при использовании узлов и агрегатов иных марок, чем те, что указаны у автора. Это и понятно: ведь каждый строит исходя из имеющегося у него под рукой — важно сохранить принцип устройства машины, доказавшей свою работоспособность, надежность и эффективность.
Журнал «САМ» №1, 1996 год