Речь идет о простой конструкции разборного челнока, имеющего острые окончания как у пироги. Сделано это в целях упрощения конструкции, применения только однотипных деталей и использования эффекта объемного стягивания оболочки для фиксирования всех деталей каркаса. Болтов, гаек, зажимов, струбцин и т. п. здесь нет.
Устроен челнок так. Есть пара базовых совершенно одинаковых шпангоутов (рис. 1). Они могут быть из листового металла (желательно алюминиевого сплава) или комбинированными. В каждом базовом шпангоуте имеются отверстия под трубчатые стрингера центральной части. Каждый стрингер имеет законцовку в виде обжатой калиброванной части или окончивается переходным элементом (бужем), один конец которого намертво закреплен (вклеен) в базовый стрингер.
Хвостовики (бужи) центральных стрингеров проходят через систему точных отверстий шпангоутов, создают объединенную центральную часть челнока.
Из шпангоутов торчат калиброванные концы стрингеров длиной примерно 80 мм и более для обеспечения телескопического соединения с носовой и кормовой частью. Базовые стрингера — прямые. Количество и длина их зависит от грузоподъемности и размерений вашего суденышка.
Носовая и кормовая части полностью идентичны. Основа и наиболее сложная часть переходной зоны — форштевень. Это специально выгнутый угольник с лепестками, на которые надеваются своей сплющенной частью стрингера носовой или кормовой частей. форштевни и стрингера кормовой и головной части совершенно одинаковы. Основное отличие изогнутых стрингеров друг от друга в том, под каким углом к плоскости стрингера выполняется фиксирующее обжатие. Кроме того есть небольшая разница в их длине.
Собрав стрингерный набор на форштевни, соединяем торцы всех стрингеров телескопически с центральной частью.
Плотно сдвинув воедино все три части, получим единый каркас челнока.
Осталось обшить все это «кожей» (как индейцы — шкурами). Из водонепроницаемой ткани сшиваем простейшую прямоугольную оболочку, похожую внешне на детскую лодочку (рис. 2). Конечно, придется использовать примерки, учесть вытяжки и др. Двойные машинные швы пропитываем герметиком (для съемного чехла). Чехол натягиваем на каркас и шнуруем. При шнуровке создаются дополнительные усилия вдоль оси стрингеров, которые придают жесткость всей конструкции. Для неразборного челнока оболочку можно пришить к стрингерному набору или зашнуровать, как показано на рисунке. Для разборной конструкции удобнее всего использовать эластичный шнур и петли шнуровки, выходящие из пистонов оболочки. Защелкивать их надо с помощью крючков за стрингер, лежащий ниже бортового. Теперь пирогу можно спускать на воду.
Если нет специальной ткани или не нужно будет пирогу разбирать, достаточно обтянуть ее тканью АМ-100, пропитать 5—7 раз азролаком или нитроэмалью, и у вас будет лодка, обтянутая как барабан.
В сложенном виде челнок представляет собой брикет толщиной 200 мм, длиной 800 мм из трубок ∅14—18 мм, платформы и шпангоутов, завернутый в оболочку и имеющий удобные ручки для переноски в руках или за спиной.
Если попали под дождь, быстренько постройте из имеющихся деталей чум (шатер), накрыв каркас оболочкой. Дождь не будет вам страшен.
Журнал «САМ» №5, 1997 год