По своим размерениям «Пионер» близок к международному юношескому классу швертботов «Кадет», но отличается от него заостренным носом и наличием воздушных ящиков, встроенных в корпус, что существенно повышает безопасность плавания. Кроме того, в отличие от «Кадета», имеющего шверт кинжального типа, на «Пионере» установлен вращающийся шверт. Применение вращающегося шверта вызвано тем, что кинжальный шверт при посадке швертбота на мель часто раскалывает колодец и заклинивается в нем.
Основные элементы и характеристики швертбота
Длина наибольшая, м | 3,360 |
Ширина наибольшая, м | 1,28 |
Осадка без шверта, м | 0,15 |
Осадка со швертом, м | 0,75 |
Вес корпуса без съемных деталей, кг | 57,5 |
Вес вооруженного швертбота, кг | 82 |
Площадь парусности, м2 | 6,40 |
Экипаж, чел. | 2 |
Обшивка корпуса швертбота изготовлена из авиационной фанеры толщиной 4—5 мм. Поперечный набор составляют четыре шпангоута, собранных на фанерных кницах из сосновых реек. Два шпангоута служат рамками водонепроницаемых переборок, образующих воздушные ящики в носовой и кормовой частях швертбота. Продольный набор состоит из скуловых стрингеров, привальных брусьев, карленгсов и закладки (киля, связанного кнопами с форштевнем и транцем). Все детали продольного и поперечного набора швертбота изготовлены из сосновой рейки сечением 16X35, за исключением киля, изготовленного из доски 22x110. Спецификация деталей корпуса приведена в таблице.
Швертовый колодец имеет стенки из авиационной фанеры и укреплен в корпусе при помощи двух книц и поперечной балки.
Детали парусного вооружения могут быть изготовлены при наличии простейших слесарных инструментов. Мачта и гик склеены из сосновых досок толщиной 20—40 мм.
Малый вес швертбота позволяет свободно переносить его и спускать на воду силами экипажа. Для удобства переноски на палубе закреплены специальные ручки.
Швертбот «Пионер» был построен и испытан в Ленинградской юношеской спортивной парусной школе ДСО «Труд».
Под парусами швертбот показал хорошие ходовые качества на всех курсах. Устойчивость судна достаточна для плавания при ветре до 4 баллов.
Для испытания непотопляемости корпус швертбота полностью заливали водой; в таком состоянии швертбот держал трех взрослых людей, стоящих на палубе, имея при этом палубу по всей длине над водой.
С целью проверки непотопляемости и остойчивости швертбот положили парусами на воду; усилиями экипажа он был возвращен в прямое положение (на глубоком месте).
Опыт постройки и испытаний швертбота типа «Пионер» показал, что благодаря простоте конструкции и небольшим размерам он может быть изготовлен силами учащихся. Безопасность эксплуатации и хорошие ходовые качества позволяют с успехом использовать швертбот для обучения молодежи парусному спорту.
Журнал «САМ» №3, 1997 год