Удлиненный корпус (отношение длины к ширине L:B=3,8) способствует продвижению лодки среди зарослей. Скула лодки скруглена для улучшения ходкости. Это скругление обусловлено также и технологическими свойствами материала — стеклопластика. Радиус скругления скулы постепенно уменьшается к корме, где обводы напоминают днище глиссирующего судна.
Основные элементы лодки
Длина наибольшая, м | 5,0 |
Длина наибольшая по ГВЛ, м | 4,6 |
Ширина наибольшая, м | 1,30 |
Высота борта на миделе, м | 0,45 |
Грузоподъемность лодки | 350 кг или 4 чел. |
Осадка при полной нагрузке, м | 0,18 |
Для уменьшения осадки лодка сделана плоскодонной с подъемом днища в оконечностях. Плоский участок днища в корме с почти острыми скулами обеспечивает дополнительную остойчивость по сравнению с обычными обводами гребных шлюпок и в то же время служит необходимой опорной площадкой при движении лодки в переходном к глиссированию режиме. Однако в отличие от чисто глиссирующих судов, днище лодки у транца имеет подъем к ватерлинии, что обеспечивает плавное, без вихреобразования обтекание кормы при движении на малых скоростях — на веслах и под парусами.
Шпангоуты в надводной части имеют развал по всей длине лодки аналогично известным рыбацким лодками «дори». Для обеспечения устойчивости на курсе при гребле на веслах лодка имеет невысокий киль, который в корме переходит в дейдвудный плавник.
Оконечности лодки запалублены, что защищает гребцов от брызг при ходе на волнении. По планширю пущен комингс (в носу переходящий в козырек), что увеличивает фактическую высоту борта до 0,5 м. В кормовой палубе имеется ниша для крепления подвесного мотора. Под носовой и кормовой палубами размещены по два ящика с откидными дверцами для запасов и снаряжения.
Банка для гребли, расположенная в корму от миделя, является элементом набора. В отличие от получивших распространение на пластмассовых лодках сплошных сидений типа переборок в вертикальных стенках этой банки сделан вырез. Это позволяет удобно разместить весла и отпорный крюк при ходе под мотором, а также дает дополнительное место для хранения якоря с линем и черпака.
В охотничьем варианте на лодке устанавливают поворотный стул с винтовым подъемом и съемной спинкой, очень удобный для охоты и рыбной ловли. В прогулочном варианте вместо стула навешивают вторую банку (съемную). К этой банке крепят швертовый колодец, а в ДП вырезают пяртнерс. Сняв банку, можно устраиваться на ночлег.
Банка рулевого защищена от непогоды и солнца складным съемным тентом из авизента, под которым умещаются два человека. Каркас тента состоит из двух трубчатых дуг, вращающихся в шарнирах, которые вставляются в специальные гнезда на палубе. Нижняя кромка тента крепится к комингсу резиновым шнуром. В кормовой стенке имеется окно с клапаном для управления рулем или мотором. Тент не мешает управлению мотором и гребле как в поставленном, так и в сложенном положении.
Объем отсеков плавучести, размещенных под носовой и кормовой палубами и под банками, составляет 260 дм3. Этого достаточно для поддержания на плаву полностью заполненной водой или перевернувшейся лодки с мотором и четырьмя людьми, держащимися за нее. Отсеки могут быть заполнены пенопластом или оставлены пустыми: в первом случае вес лодки увеличивается на 12 кг, во втором — надо позаботиться о надежной герметизации.
Корпус лодки выполнен из стеклопластика на основе жгутовой стеклоткани и полиэфирной смолы ПН-3. Конструкция состоит из шести элементов: скорлупы-обшивки, палубы, рулевой банки, гребной банки, шпангоута и носовой переборки.
Обшивка имеет толщину 3 мм и выклеена из трех слоев жгутовой стеклоткани (рогожи) и наружного слоя стеклосетки ССТЭ6. Днище лодки подкреплено наружными средним и двумя боковыми килями-полозьями, выклеенными заодно с обшивкой и заполненными пенопластом. Кили предохраняют корпус от повреждений на мелководье и при вытаскивании лодки на берег. Изнутри на днище наклеены рифленые пластины из двух слоев стеклопластика, заменяющие пайолы.
Палуба лодки имеет толщину 3 мм и выклеена из стеклосетки ССТЭ6. Соединение палубы с корпусом выполнено на смоле ПН-3 и алюминиевых заклепках. Снаружи под заклепки устанавливают буртик из легкого сплава, изнутри — полоску сечением 14X2 мм.
В коробке шпангоута на днище устанавливают стальной фундамент для крепления поворотного стула или степса мачты. Верхние концы шпангоута на бортах образуют опоры для установки съемной банки. Транец лодки подкреплен доской толщиной 30 мм.
На палубе и планшире лодки установлены подуключины, гнезда и обушки для крепления тента, а также носовая утка. На транец навешивают рулевое устройство, которое снимают при установке подвесного мотора.
Лодку можно использовать и для хождения под парусами. Парусное вооружение состоит из складной мачты, грота площадью 5 м2 и стакселя площадью 2,2 м2. При постановке мачты стаксель-штаг крепят за носовую утку, а ванты — за подуключины. Необходима дополнительная установка швертового колодца для шверта кинжального типа.
Вес лодки охотничьего варианта с поворотным креслом и заполненными пенопластом отсеками 150 кг. В прогулочном варианте вес лодки уменьшается до 120 кг (без пенопласта и парусного вооружения).
Проведенные испытания показали хорошие ходовые качества, остойчивость и управляемость лодки при ходе на веслах и под мотором. С двумя пассажирами на борту и подвесным мотором «Москва» (10 л. с.) лодка развивает скорость около 25 км/час.
Установка подвесного мотора большей мощности не рекомендуется.
Возможность использования лодки в трех вариантах (охотничьем, прогулочном и парусном) на веслах и под мотором дает основание рекомендовать ее для серийного выпуска.
Журнал «САМ» №4, 1997 год