Этот маленький швертбот может быть использован как для прогулок и рыбной ловли на озерах и водохранилищах, так и в качестве бортового тузика для яхты средних размеров (9—12 м по палубе). Небольшой вес (около 30 кг со всем снаряжением) позволяет переносить лодку на руках, а на большие расстояния перевозить на крыше легкового автомобиля.
Основные параметры тузика
Длина, м | 1,80 |
Ширина, м | 0,86 |
Высота борта, м | 0,40 |
Осадка со швертом, м | 0,52 |
Площадь паруса, м2 | 1,2 |
Тузик — плоскодонный с высокими наклонными бортами. Поперечный набор состоит из транца, двух рамных и двух простых шпангоутов, а продольный— из киля, скуловых стрингеров и привальных брусьев одинакового сечения 10x40 мм.
При изготовлении обшивки из ткани и бумаги надо поставить днищевые и бортовые стрингеры сечением 10х10 мм (16 стрингеров на днище и по 8 — на борт). Все продольные связи врезают в рамные шпангоуты (сосновая рейка 40x18 мм или 40x20 мм) на 8 мм. Простые шпангоуты (из реек 20х12 мм) устанавливают поверх стрингеров, т.е. к обшивке они не примыкают.
Обшивку изготовляют из ткани (первый и четвертый слои) и бумаги (второй и третий слои). Все слои должны быть хорошо промазаны клеем К-17 или эпоксидным. В качестве бумажных слоев лучше всего применить старые газеты, которые хорошо впитывают клей. Можно применять обычную строительную фанеру с последующей оклейкой тканью или водостойкий картон.
Снаружи обшивку прижимают к привальному брусу буртиком сечением 20х10 мм. Дополнительные буртики ставят примерно на половине высоты борта. Днище защищают двумя наружными стрингерами-полозками.
Носовую часть тузика закрывают палубой, для чего на шпангоут 2 надо поставить бимс. Под крепления шверта и мачты устанавливают специальные бруски.
Форштевень вырезан из доски толщиной 40 мм. На соединения днищевых и бортовых ветвей рамных шпангоутов установлены фанерные кницы толщиной 3 мм с обеих сторон рейки. Такие же кницы должны быть на углах обвязки фанерного транца (шпангоут 6).
Конструкция крепления съемного шверта и рулевого устройства ясна из рисунков. Шверт придется устанавливать или до спуска на воду, или на плаву.
Высокая остойчивость тузика обеспечивается благодаря низкому положению центра тяжести человека, сидящего в нем непосредственно на пайолах. Именно поэтому устанавливать банки не рекомендуется.
Уключины — металлические стержни, на которые надеваются кожаные петли весел, крепятся около шпангоута 4.
Красить тузик лучше всего в яркий цвет; паруса также надо сшить из цветной (например, оранжевого цвета)ткани.
«Оса» была построена за полтора месяца. Несмотря на малые размеры — парус «не больше носового платка» — тузик доставил много удовольствия и приютных часов отдыха. Он хорошо ходит на всех курсах при ветре 3—4 балла и небольшой волне в море, легко управляется. Волна никогда не захлестывает внутрь лодки, а носовая палуба хорошо защищает от забрызгивания с носа. На берегу тузик лучше хранить под навесом.
Грести на этом тузике лучше сидя лицом к носу, так как иначе он получает дифферент на нос.
Так как тузик описываемой конструкции в случае переворачивания обладает малой плавучестью, рекомендуется закрепить под палубой в носовой части кусок пенопласта объемом около 20 дм3 или две надутые камеры от футбольного мяча.
Журнал «САМ» №6, 1997 год