Материалом для изготовления основных деталей самоката служит многослойная фанера. Для вилки и седла - толщиной 15 мм. Для рулевой колонки, колес и рамы - 18 мм. Для опоры седла - 30 мм или 2x15 мм.
Работу начинают с раскроя заготовок. Если детали круглые или с закруглениями, заготовкам надо дать некоторый припуск на обработку. Заготовка для рулевой колонки (3) должна быть прямоугольной формы, чтобы удобнее было сверлить отверстие для оси (9). Окончательную трапециевидную форму ей придают потом. После раскроя заготовок в них сверлят отверстия. Лучше воспользоваться удлиненным сверлом по дереву, позволяющим пройти отверстие за один заход. Работа требует особого внимания поскольку просверлить отверстия чтобы они были точно под прямым углом к продольным осям деталей не так просто. Перед тем, как сверлить, в раме и вилке следует сделать требуемые вырезы, которые позволяют наблюдать за положением сверла.
Следующая рабочая операция - выборка паза по периферии колес. Легче всего паз выбрать с помощью шаблона, который можно сделать самому. Шаблон привинчивается двумя шурупами к верстаку. При выборке паза инструмент (фрезерная машинка) не двигается (поскольку он закреплен неподвижно), а заготовку медленно вращают руками. Шаблон обеспечивает точное ее движение вокруг оси.
При фрезеровании опорной поверхности руля в вилке все происходит наоборот: заготовку зажимают на верстаке, а фрезерную машинку водят руками.
Не бойтесь работы с металлом. Для тех, кто больше работает с деревом, скажем, что работа с металлом не так уж сложна, как это кажется на первый взгляд.
Оси делают из стали-серебрянки, отличающейся высокой прочностью на изгиб. На концах более длинной оси (для трехколесного варианта) нарезают резьбу М8. Длина нарезанной части - 11 мм. Втулки делают из стальной трубки и вклеивают в колеса. Дистанционные втулки изготавливают из алюминиевой трубки.
Седло самоката можно регулировать по высоте и смещать назад - так удобнее для маленьких детей. На седло наклеивают «носик» (7), чтобы более надежно и комфортно было сидеть.
Все углы и кромки деревянных деталей скругляют, сначала рашпилем, а затем наждачной шкуркой Закругления на седле и раме следует сделать побольше. Теперь рулевую колонку можно склеивать с рамой.
Проверив, точно ли подогнаны все детали друг к другу, их обрабатывают цветной морилкой или прозрачным лаком.
На колеса надевают резиновые «шины». После смазки подшипников детали самоката собирают в единый узел. На концы руля надевают пластмассовые колпачки. Остается только родителям, бабушкам и дедушкам пожелать малышу «счастливого пути» и уступить дорогу.
Заготовки для вилки и седла выкраивают из многослойной фанеры толщиной 15 мм, а для рамы, рулевой колонки и колес - толщиной 18 мм. Заготовки должны иметь припуск на обработку. Раскрой заготовок электролобзиком производится без маятникового движения пильного полотна.
Для сверления отверстий под ось в вилке (1), раме (2) и рулевой колонке (3) применяют удлиненное сверло по дереву диаметром 8 мм. Эта операция требует особого внимания, так как отверстия должны быть строго перпендикулярны продольным осям деталей.
Чтобы обеспечить точную центровку колеса при выборке паза, применяют приспособление, которое несложно сделать самому. Паз на колесе выбирают профильной фрезой для выборки канавки ∅11 мм. Теперь нужно изготовить направляющую втулку и три оси (две короткие одинаковой длины для двухколесного варианта и одну более длинную для трехколесного). На концах осей нарезают резьбу М8 длиной 11 мм.
Для изготовления «носика» седла (7) берут буковую заготовку длинной 16 см. Выступающая часть заготовки длиной 8 см служит для ее крепления на верстаке. После обработки одной стороны эту часть заготовки отрезают. Заготовку обрабатывают рашпилем и наждачной шкуркой.
«Шину» делают из резинового шнура диаметром 11 мм, используемого обычно для уплотнения труб. Длина каждого из трех шнуров - 73 см. Для увеличения склеиваемых поверхностей срезы на концах шнура делают косыми.
Резиновое кольцо нужно надеть на колесо. Паз промазывают быстросохнущим клеем. Клей на поверхность паза наносят с помощью пистолета горячего распыления фирмы Bosch. Вместо этого можно использовать любой клей, который хорошо схватывается с деревом и резиной.
Журнал «САМ» №10, 1997 год