Мотобуксир (рис. 1) состоит из рамы, сваренной из уголкового профиля, на которой установлены и закреплены: аккумулятор, электродвигатель, узел промежуточного вала, вилка с ведущим колесом, вилка-шарнир для соединения с грузовой тележкой, приборы управления и водило. Габариты рамы определяются размерами узлов и деталей, имеющихся в наличии.
Основной узел мотобуксира — электродвигатель. Наиболее допустимым представляется применение в качестве двигателя автомобильного генератора постоянного тока на напряжение 12 В. Лучший вариант — генератор Г-130 от первых модификаций автомобиля "ЗиЛ-130" мощностью (в режиме генератора) 350 Вт. Возможно и применение генератора Г-108 мощностью 250 Вт. Генераторы переменного тока в силу их неспособности работать в режиме электродвигателя от источника постоянного тока использовать здесь нельзя.
Электродвигатель крепится к передней стенке рамы аналогично его установке на двигателе автомобиля. Используется штатное устройство натяжения ремня передачи.
Для уменьшения скорости вращения ведущего колеса предназначена двухступенчатая передача (рис. 2), общее передаточное число которой должно быть не менее 20. Первая ступень передачи — ременная: штатный шкив генератора является ведущим, ведомым служит шкив от стиральной машины "Эврика", установленный на промежуточном валу. Ремень передачи можно тоже взять от "Эврики".
Вторая ступень передачи — цепь Галля от звездочки на промежуточном валу к звездочке на ведущем колесе мотоблока. Здесь подойдут детали от мопеда: звездочки и цепь. Однако возможно придется изготовить ведомую звездочку самостоятельно. В качестве опоры и промежуточного вала можно использовать узел привода центрифуги в сборе от стиральной машины "ЗВИ". Узел крепится к днищу рамы стальными скобами с резьбой М8 на концах.
Аккумулятор помещается в рамке соответствующих его днищу размеров и прижимом в виде гнутого уголка из нержавеющей стали с отверстиями на концах притягивается к раме стальными крючками с резьбой и барашковыми гайками.
Вилка-кронштейн для установки ведущего колеса сваривается из стальных водопроводных труб 1/2"; конец центральной трубы расплющивается и в нем делается отверстие для оси вращения колеса. Оси вращения колеса, промежуточного вала и электродвигателя должны быть взаимно параллельны.
К передней стенке рамы болтами М8 крепится фланцевая вилка от карданного вала автомобиля "Москвич-412". Шарнирный узел, обеспечивающий поворот мотоблока относительно грузовой тележки, конструктивно аналогичен узлу карданной передачи и выполнен на таких же подшипниках. Палец шарнирного соединения располагается в вертикальной плоскости, опираясь торцами на шарики, и жестко соединяется с траверсой, крепящейся к дышлу прицепа вместо замкового устройства. Ручку-водило мотобуксира проще всего соорудить из ручки отслужившей свой срок детской коляски. Можно изготовить ее из стальных трубок, изогнув их соответствующим образом по месту. На ручку необходимо натянуть отрезок полихлорвинилового шланга. Это легче сделать, предварительно размягчив шланг в ацетоне. Для водила следует предусмотреть два рабочих положения.
При езде без груза водитель может сидеть на сиденье-облучке, навешенном на переднем борту прицепа. При поездке с грузом водителю, ввиду небольшой мощности мотобуксира, лучше спешиться и, чтобы буксир не перегружать, идти за ним. Иметь возможность своим усилием помочь тягачу на трудных участках пути тоже не помешает.
Принципиальная электрическая схема электропривода для буксира (рис. 3) разработана немецким инженером Р. Штраубелем, и прошла всестороннюю проверку на электромобиле.
Аккумуляторная батарея GB1 должна быть с открытыми перемычками и большой емкости, например 6СТ-128. Не исключено применение аккумуляторов и меньшей емкости — 6СТ-75 или даже 6СТ-55.
В режиме электродвигателя генератор Г-130 на холостом ходу потребляет ток около 7,5 А, это является критерием его исправности, а у Г-108 ток холостого хода составляет 5 А. Наивысший КПД мотора Г-130 под нагрузкой достигается при токе 30—35 А.
Для повышения мощности при работе генератора в качестве мотора его обмотка возбуждения подключена к цепи питания независимо от цепи питания якоря, поэтому ее второй вывод необходимо отключить от "массы", а подключить к дополнительно установленной клемме.
При работе в режиме максимальной мощности (порядка 1 кВт) энергопотребление большое, аккумулятор может разрядиться очень быстро, поэтому для визуального контроля силы тока используется амперметр с верхним пределом измерения 100 А, который можно сделать из автомобильного, установив наружный шунт. Предохранитель Пр1 обеспечивает оперативное отключение цепи аккумулятора при токе больше 150 А.
Для уменьшения пускового тока применено простейшее контроллерное устройство на переключателе S4, обеспечивающее изменение напряжения на клеммах обмотки возбуждения электродвигателя ступенями через 2 В. Для этой цели на перемычках аккумуляторной батареи устанавливаются дополнительные клеммы, представляющие собой хомутики из латуни, зажатые винтами с гайкой.
Переключатель S4 фактически регулирует величину тока, протекающего через обмотку возбуждения мотора, а соответственно мощность и число оборотов двигателя. Такой способ регулирования позволяет избежать чрезмерных токов от аккумулятора при пуске. Диоды VD1—VD3 исключают возможность короткого замыкания банок при Замыкании соседних контактов переключателя перемещающимся ползунком и ограничивают максимальный ток. Их необходимо установить на изолированных друг от друга радиаторах.
Наименьшее падение напряжения имеет место у германиевых диодов устаревшего типа Д-305. Кремниевые диоды обладают большим падением напряжения.
Переключатель S5 реверсирует направления вращения двигателя. Переключатели S4, S5, выключатели S2, S3 и кнопку S1 закрепляют на водиле.
На рисунках не показаны легкосъемные защитные капоты передачи. Для безопасной эксплуатации агрегата необходимо их установить. Обязательно оборудуйте мотобуксир стояночным тормозом, например чекой, фиксирующей звездочку на промежуточном валу. При использовании в ходовой части мотобуксира узлов от мотороллера не представляет особой сложности его оборудование штатной тормозной системой с деталями заводского изготовления.
На раме можно установить зарядное устройство, позволяющее произвести оперативную подзарядку батареи в форсированном режиме (током в 2 раза превышающим номинальный ток зарядки аккумулятора). Желательно установить и преобразователь напряжения 12/220 В мощностью около 200 Вт, который позволил бы при необходимости воспользоваться электродрелью или иным электроинструментом умеренной мощности.
Причем же здесь «Енот»? Этот вопрос может возникнуть совершенно резонно. А при том, что если у вас автомобиля еще нет и прицепа тоже, но идея грузокузова пришлась по душе, то наилучшим вариантом ее реализации будет приобретение и оснащение электроприводом прицепа "Енот" для мотоцикла, имеющегося в продаже и стоящего не намного дороже садовой тачки.
Журнал «САМ» №7, 1998 год